Полезные статьи

ЛОМБАРДЫ В РОССИИ: СОЗДАНИЕ, ОТЧЕТНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В данной статье специалистами Юридической компании «ДЕКАРТ» (ЮК «ДЕКАРТ») проводится анализ российского рынка ломбардов, рассматриваются особенности создания и осуществления деятельности ломбарда, а также его ответственность, предусмотренная законодательством РФ.


Центральным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность ломбардов, является Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ № 196). В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ № 196 ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.


На сегодняшний день ломбарды являются полноправными участниками современного финансового рынка и занимают значительную долю рынка потребительского кредитования. Основными причинами стремительного развития ломбардной отрасли в России стали:


  1. доступность для населения, в том числе выраженная в лояльном отношении ломбардов к заемщикам при выдаче займов;
  2. оперативность рассмотрения вопроса о предоставлении и оформлении займа;
  3. минимальный перечень документов, необходимых для предоставления займа;
  4. минимальные требования к имуществу, выступающему в качестве обеспечения по займу, и простота его оформления в залог;
  5. отсутствие на законодательном уровне требований к наличию специальной лицензии или разрешения, выдаваемого уполномоченным государственным органом, для осуществления ломбардной деятельности.


Именно поэтому, например, заложить в ломбарде дорогостоящие часы или ювелирные изделия и получить необходимую сумму денег, часто оказывается проще и быстрее, чем оформить в банке потребительский кредит наличными.


На сегодняшний день, в зависимости от предмета залога, под который выдается заем, на рынке представлены следующие виды ломбардов:


  1. Автомобильный ломбард: заем выдается под залог автомобилей.
  2. Ломбард бытовой и иной техники: предметом залога при выдаче займа выступают бытовая техника, фото- и видеоаппаратура, мобильные телефоны, телевизоры и компьютеры.
  3. Меховой ломбард: заем предоставляется под залог меховых и кожаных изделий.
  4. Часовой ломбард: предметом залога выступают часы высокого качества и известного бренда.
  5. Антикварный ломбард: заем выдается под залог антикварных вещей. Антиквариатом признаются старые и/или редкие художественные произведения или другие ценные вещи, которые являются объектами коллекционирования и торговли. Например, к таким вещам относятся оружие, монеты, посуда, картины, иконы, мебель, предметы домашнего обихода и др.
  6. Ювелирный ломбард: кредитование осуществляется под залог ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней.


Указанное разделение ломбардов на виды было обусловлено существующими на рынке тенденциями, при этом, законодательно ломбарды на какие-либо виды или группы не разделяются. Во всех случаях стоимость предмета залога должна быть сопоставима сумме выдаваемого займа. Дополнительно предмет залога должен находиться в работоспособном состоянии и/или в надлежащем виде и соответствовать требованиям, установленным ломбардом. Следует отметить, что наибольшую популярность на рынке приобрели автомобильный и ювелирный ломбарды ввиду относительно простой процедуры реализации предмета залога и повышенного спроса на него со стороны покупателей.


СОЗДАНИЕ ЛОМБАРДА


Создание и деятельность ломбарда регулируется, прежде всего, ФЗ № 196, а также Гражданским кодексом РФ (часть первая), Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и иными нормативными правовыми актами РФ.


Надзор за деятельностью ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляет Банк России.


Основными (общими) нормативными правовыми актам (НПА), регулирующими деятельность ломбардов в России, являются:


  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Налоговый кодекс РФ;
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях";
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  6. Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ "О ломбардах";
  7. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  8. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)";
  9. Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  10. Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях";
  11. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" (вместе с "Правилами ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями");
  12. Приказ Минфина РФ от 14.01.2008 № 3н "Об утверждении форм бланков строгой отчетности";
  13. Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»;
  14. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;
  15. Указание Банка России от 23.04.2014 № 3240-У "О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)";
  16. Указание Банка России от 29.04.2014 № 3249-У "О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)";
  17. Указание Банка России от 30.12.2015 № 3927-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда";
  18. Указание Банка России от 13.01.2017 № 4263-У "О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами";
  19. Приказ Банка России от 31.07.2017 № ОД-2169 "О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими кредитные потребительские кооперативы, в Банке России и отмене приказа Банка России от 11.12.2015 № ОД-3565 и приказа Банка России от 28.03.2016 N ОД-1056";
  20. Указание Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее - Указание Банка России от 03.11.2017 № 4600-У);
  21. Указание Банка России от 21.12.2017 № 4658-У «О порядке и сроке направления уведомления лицом, которое прямо или косвенно получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг, микрокредитной компании, ломбарда, а также о порядке запроса Банком России информации о лицах, которые прямо или косвенно имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг, микрокредитной компании, ломбарда»;
  22. информационные письма Банка России;
  23. нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ в рамках реализации Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».


Отдельно необходимо выделить нормативные правовые акты (НПА), которые действуют в отношении ювелирных и антикварных ломбардов, так называемые, НПА специального регулирования:


  1. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";
  2. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров".
  3. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами";
  4. Постановление Правительства РФ от 05.04.1999 № 372 «О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них»;
  5. Постановление Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности";
  6. Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 № 444 "Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий";
  7. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" (вместе с "Правилами ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями");
  8. Приказ Минфина России от 01.02.2016 № 5н "Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями";
  9. Приказ Минфина России от 09.12.2016 № 231н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении".


Процедура создания ломбарда сопоставима процедуре создания обычного юридического лица, однако, существуют свои особенности и некоторые исключения:


- Ломбард должен иметь полное (вправе сокращенное) фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование должно содержать слово «ломбард» и указание на организационно-правовую форму.


- Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме профессиональной деятельности по предоставлению краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. В тоже время, в законодательстве РФ отсутствует прямой запрет на привлечение ломбардом займов от третьих лиц в рамках осуществления хозяйственной деятельности, например, для пополнения оборотных средств. По мнению ЮК «ДЕКАРТ», получение займа от третьих лиц не направлено на получение дохода, а значит не относится к иной предпринимательской деятельности. Ряд эксперт придерживается мнения, что ломбарды вправе привлекать денежные средства только в виде кредитов от кредитных организаций или займов от своих учредителей (владельцев). Несмотря на это, в виду отсутствия официальных разъяснений со стороны регулятора (Банка России) однозначного понимания по данному вопросу в настоящее время не существует, что влечет для ломбардов правовые риски.


- Следует отметить, что при регистрации ломбарда в кодах ОКВЭД должно быть указаны:


  1. 22.6 Предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества;
  2. 13.5 Предоставление услуг по хранению ценностей.


- ФЗ № 196 устанавливаются отдельные требования к органам управления ломбарда. Так, членами совета директоров, членами коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом ломбарда не могут являться:


  1. лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа некредитных финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее 3 (трех) лет;
  2. лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  3. лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.


- ФЗ № 196 также устанавливаются отдельные требования к учредителям (участникам и акционерам) ломбарда. Так, физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и/или простого товарищества, и/или поручения, и/или акционерным соглашением, и/или иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда.


При этом, лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и/или простого товарищества, и/или поручения, и/или акционерным соглашением, и/или иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда, обязано направить соответствующее уведомление в ломбард и в Банк России в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России.


- Ломбарды на основании пп. 7 п. 3 ст. ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ не вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН).


- Для начала осуществления деятельности ломбард обязан разработать целый перечень внутренних документов: залоговый билет, именная сохранная квитанция, договор потребительского займа, включая общие и индивидуальные условия договора потребительского займа, правила внутреннего контроль (ПВК) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), политика в отношении обработки персональных данных и реализуемых требований к защите персональных данных.


- В случае, если ломбард, как правило, ювелирный или антикварный ломбард, планирует принимать в залог изделия, в том числе ювелирные, из драгоценных металлов и драгоценных камней, то ему необходимо встать на специальный учет в ФКУ «Пробирная палата России» в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты государственной регистрации. При этом, ломбарду не требуется вставать на учет в Росфинмониторинге.


ОТЧЕТНОСТЬ ЛОМБАРДОВ


Ломбарды в соответствии законодательством РФ о ломбардах представляют в Банк России следующую отчетность:


- Отчет о деятельности ломбарда (ф. 0420890):


  1. за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года - не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода;
  2. за календарный год дважды:


- не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года (в этом случае заполняются только разделы 1 и 3 отчета);

- не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года (в этом случае заполняются разделы 1-4 отчета).


Необходимо отметить, что к отчету о деятельности ломбарда за календарный год, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую отчетность ломбарда, составленную в соответствии с требованиями законодательства РФ.


- Отчет о персональном составе руководящих органов (ф. 0420891) (помимо представления информации о руководящих органах ломбарда необходимо указать сведения о работниках, осуществляющих оценку вещей):


  1. по окончании календарного года – не позднее 15 рабочих дней после отчетного года;
  2. в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда - не позднее 15 рабочих дней после даты изменения сведений.


- Отчетность об операциях с денежными средствами (форма № 0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций» представляется в Банк России начиная с сентября 2015 года в качестве отчетного месяца):


  1. не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем.


Указанная отчетность ломбардов представляется в Банк России в форме электронного документа посредством личного кабинета на сайте Банка России в сети «Интернет». Данный документ предварительно подготавливается с помощью специальной программы-анкеты Банка России. При этом отчетность ломбарда должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭП) руководителя (единоличного исполнительного органа) ломбарда, полученной в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязью России, в соответствии с Указанием Банка России от 03.11.2017 № 4600-У.


Кроме этого, ломбарды, как и другие организации, попадающие под действие Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст. 5 ФЗ № 115), обязаны также регулярно представлять отчет о результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, через личный кабинет (ЛК) на Интернет-сайте Росфинмониторинга с использованием квалифицированной ЭП руководителя организации или специального должностного лица, ответственного за реализацию Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛОМБАРДОВ


Ответственность ломбардов определяется ФЗ № 196, Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) и Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).


Административная ответственность


Ломбард (организация, выдающая ссуды под залог движимого имущества сроком не более чем на 1 год), может быть привлечена к административно-правовой ответственности, в соответствии с КоАП РФ, по следующим основаниям:


- ст. 15.26.2 КоАП РФ «Нарушение ломбардом законодательства РФ»:


  1. нарушение ломбардом законодательства РФ о ломбардах - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. рублей;
  2. совершение действий ломбардом, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством РФ о потребительском кредите (займе), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. рублей;


- ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России» - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 500 до 700 тыс. рублей;


- ст. 19.7.3 КоАП РФ «Непредставление информации в Банк России» - непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и/или необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и/или недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством РФ о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения законодательства РФ о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 1 (одного) года; на юридических лиц - от 500 до 700 тыс. рублей;


- ст. 15.27. КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ». С административной ответственностью ломбардов в сфере ПОД/ФТ более подробно можно ознакомиться в одной из статей ЮК «ДЕКАРТ».


Гражданско-правовая ответственность


В соответствии с ч. 4 ст. 358 ГК РФ ломбард несет ответственность за повреждение или утрату вещи, если только не докажет, что повреждение/утеря вещи произошла вследствие непреодолимой силы в связи с тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 358 ГК РФ и ч. 4 ст. 919 ГК РФ, ст. 6 ФЗ № 196 ломбард обязан застраховать имущество, переданное в залог/на хранение, на сумму оценки.


Таким образом, необходимо констатировать, что пока имущество заемщика находится у ломбарда, последний несет материальную ответственность за его сохранность. Стоит отметить тот факт, что если бы ценности были утеряны по причине ограбления ломбарда, то это не признается обстоятельством непреодолимой силы и на ломбард возлагается ответственность по возмещению материального вреда. Вышеуказанный факт подтверждается сложившейся судебной практикой (например, Апелляционное определение мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской от 30.07.2012 по делу № 11-32/2012).


Ознакомиться с услугами ЮК "ДЕКАРТ" для ломбардов, в том числе по созданию, разработке внутренних документов, подготовке отчетности ломбарда для Банка России, можно в разделе "Услуги и цены" на сайте ЮК "ДЕКАРТ".