Полезные статьи

ПРОВЕРКА БАНКОМ РОССИИ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НФО), ЗАЩИТА ПРАВ УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Многие слышали о проверках Банком России некредитных финансовых организаций (далее - НФО), но мало кто может рассказать, как они проводятся на самом деле, на что стоит обращать внимание, какие бывают виды проверок, а также какие меры воздействия могут быть применены к поднадзорной организации по результатам проверки. На эти и другие вопросы, связанные с надзорными полномочиями Банка России, отвечают юристы ЮК "ДЕКАРТ".


К числу организаций, в отношении которых Банком России и его территориальными учреждениями (далее - ТУ Банка России) могут проводиться мероприятия по контролю и надзору за исполнением законодательства РФ в установленной сфере деятельности, относятся следующие виды организаций, а также их структурные подразделения (филиалы и представительства):


- кредитные организации (КО);


- некредитные финансовые организации (НФО):


  1. профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, регистраторы, клиринговые организации, организаторы торговли, форекс-дилеры);
  2. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ);
  3. специализированные депозитарии инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  4. акционерные инвестиционные фонды (АИФ);
  5. центральный депозитарий;
  6. центральный контрагент;
  7. репозитарии;
  8. субъекты страхового дела (страховые организации, брокеры, актуарии);
  9. негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
  10. микрофинансовые организации (МФО);
  11. кредитные потребительские кооперативы (КПК), включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК);
  12. ломбарды;
  13. жилищные накопительные кооперативы (ЖНК);
  14. бюро кредитных историй (БКИ);
  15. кредитные рейтинговые агентства (КРА);


- агенты по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев;


- ипотечные агенты, управляющие ипотечным покрытием и специализированные депозитарии ипотечного покрытия;


- субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъекты отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;


- эмитенты эмисионных ценных бумаг;


- саморегулируемые организации (СРО) перечисленных видов организаций;


- физические и юридические лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";


- должностные лица и физические лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".


Остановимся более подробно на порядке проведения Банком России проверок некредитных финансовых организаций (НФО), за исключением бюро кредитных историй, и их саморегулируемых организаций (СРО).


Порядок проведения выездных проверок деятельности (далее - проверка) некредитных финансовых организаций (НФО) и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций (СРО НФО) установлен Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (далее - Инструкция ЦБ № 151-И) и Инструкцией Банка России от 01.09.2014 № 156-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций" (далее - Инструкция ЦБ № 156-И).


Проверки НФО проводятся Банком России на основании поручения Банка России на проведение проверки (составляется в 2-х экз.), а также могут проводиться по поручению Банка России аудиторскими организациями и актуариями, а также по поручению Комитета финансового надзора Банка России саморегулируемыми организациями НФО.


Проведение проверок НФО аудиторскими организациями осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 07.08.2014 № 427-П "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций аудиторскими организациями по поручению Банка России".


В проведении проверок негосударственных пенсионных фондов (НПФ), осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, могут участвовать служащие государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - АСВ).


Проводимая проверка Банка России может быть:


  1. комплексной - проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности НФО, за определенный период ее деятельности;
  2. тематической - проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам операций и сделок, которые осуществляются НФО, за определенный период ее деятельности.


В свою очередь, в зависимости от места нахождения структурных подразделений НФО, проверяемых в течение одной проверки, проверки Банка России подразделяются на:


  1. региональные - проверка структурных подразделений НФО, расположенных на территории одного или нескольких субъектов РФ, инспекционная деятельность Банка России в которых осуществляется одной и той же региональной инспекцией либо межрегиональной инспекцией, выполняющей функции региональной инспекции (в случае ее отсутствия).
  2. межрегиональные - проверка структурных подразделений НФО, расположенных на территории разных субъектов РФ. К межрегиональным проверкам относится также окружная проверка - проверка структурных подразделений НФО, расположенных на территории разных субъектов РФ, инспекционная деятельность Банка России в которых осуществляется одной и той же межрегиональной инспекцией.


Комплексная проверка НФО проводится Банком России в срок до 60 рабочих дней.

Тематическая проверка НФО проводится Банком России в срок до 35 рабочих дней.

При необходимости срок проведения проверки НФО может быть продлен по решению должностного лица Банка России, поручившего проведение проверки, с увеличением общего срока проведения проверки не более чем до:


  1. 105 рабочих дней - для комплексной проверки;
  2. 80 рабочих дней - для тематической проверки.


В срок проведения проверки НФО Банком России не включается период, на который она может быть приостановлена.


Период деятельности НФО, охватываемый проверкой Банка России, в настоящее время не установлен. Однако, на практике Банк России проверяет деятельность НФО за последние 3 (три) года (именно такой период был ранее установлен для проверок, проводимых ФСФР России, до ее присоединения к Банку России).


Проверки НФО проводятся в соответствии с планом (планами) проверок Банка России поднадзорных организаций, составляемым (составляемыми) на очередное полугодие (далее - План проверок) на основании предложений соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Банка России и ТУ Банка России.


При необходимости Банком России вносятся изменения в План проверок или проводятся внеплановые проверки НФО.


Основаниями для исключения проверки НФО из Плана проверок являются:


  1. аннулирование (отзыв) лицензии НФО на осуществление соответствующей деятельности;
  2. прекращение деятельности НФО в результате реорганизации (за исключением реорганизации НФО в форме преобразования), в связи с исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  3. исключение сведений о НФО из реестра (государственного реестра);
  4. ликвидация кредитных потребительских кооперативов (КПК);
  5. закрытие структурного подразделения НФО;
  6. изменение адреса (места нахождения) НФО в соответствии с данными ЕГРЮЛ и/или фактического адреса места нахождения НФО, повлекшее изменение поднадзорности.


Основаниями для проведения внеплановой проверки НФО являются:


  1. наличие данных о нарушениях НФО законодательства РФ и нормативных актов Банка России, о неисполнении ими предписаний Банка России;
  2. изменение финансовой устойчивости, финансового состояния, платежеспособности НФО и перспектив ее деятельности, в том числе подверженности НФО рискам, качества управления НФО, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля;
  3. выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) НФО;
  4. обращения федеральных органов исполнительной власти РФ и правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  5. обращения иностранного регулятора финансового рынка;
  6. случаи, определенные федеральными законами и/или нормативными актами Банка России;
  7. предложения АСВ и Пенсионного фонда РФ в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и нормативными актами Банка России;
  8. обращения Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений с требованиями о проведении проверок деятельности специализированных депозитариев, управляющих компаний в случаях, предусмотренных пп. 3 п. 7 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
  9. иные причины, обусловившие необходимость проведения проверок поднадзорных организаций.


В соответствии с Инструкцией ЦБ № 151-И, помимо проверки соблюдения лицензионных требований, требований законодательства в сфере финансовых рынков, Банк России (ТУ Банка России) также вправе проводить проверки на предмет соблюдения требований законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).


Проверки на предмет соблюдения требований законодательства РФ в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (ПНИИИ/МР) проводятся Банком России в соответствии с Инструкцией Банка России от 10.08.2015 № 167-И "О порядке проведения Банком России проверок соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года №224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов".


В случаях, установленных законодательством РФ, Банк России проверяет соблюдение НФО требований, установленных стандартами и правилами СРО, членом которой является НФО.


Периодичность проверки Банком России НФО определяется законодательством РФ и варьируется от 1 (одного) раза в год до 1 (одного) раза в 3 (три) года в зависимости от типа НФО. Так, например, проверки страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов проводятся не реже 1 (одного) раза в 3 (три) года, а првоерки акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев не реже 1 (одного) раза в год. Однако, указанная норма действует только в отношении плановых проверок Банка России, внеплановые проверки проводятся Банком Росии по основаниям, указанным в настоящей статье выше.


Проверки НФО могут осуществляться Банком России как без предварительного уведомления, так и с предварительным уведомлением НФО.


Предварительное уведомление о проведении проверки может содержать требования о совершении НФО действий по обеспечению содействия в проведении проверки, в том числе:


  1. подготовке документов (информации) по вопросам, подлежащим проверке, либо необходимых для ее обеспечения, в том числе электронных документов (информации) и выборок информации (наборов записей);
  2. назначении ответственных работников НФО и уведомлении об этом руководителя группы инспекторов;
  3. проведении организационных мероприятий, в том числе выделении отдельного служебного помещения для группы испекторов, оборудовании его техническими средствами.


ВАЖНО! Проверка НФО исключительно по вопросу соблюдения требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) осуществляется без предварительного уведомления НФО.


Проверка НФО начинается с момента предъявления руководителем рабочей группы или членом рабочей группы Банка России НФО (ее уполномоченному лицу) поручения на проведение проверки, в котором определяется персональный состав инспекторов Банка России, в том числе руководитель рабочей группы, образующих группу испекторов для проведения проверки НФО (не менее 2 чел.).


В ходе проверки НФО поручение Банка России на проведение проверки может дополняться, например, при продлении срока или предмета проверки. В этом случае дополнение к поручению Банка России на проведение проверки НФО является его неотъемлемой частью.


Проверка НФО завершается не позднее даты истечения срока действия поручения на проведение проверки. Датой завершения проверки является дата составления акта проверки НФО (далее - акт проверки), за исключением случаев составления акта проверки до завершения проверки в соответствии с п. 8.1 и п. 8.5 Инструкции ЦБ № 151-И.

Если последний день срока действия поручения на проведение проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, признаваемый таковым законодательством РФ, днем окончания этого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.


Должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, на основании сообщения руководителя группы испекторов Банка России может принять решение об отсрочке начала проверки или о приостановлении проверки НФО при наличии обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности проведения проверки:


  1. угрозы жизни и здоровью руководителя и членов группы испекторов;
  2. противодействия НФО проведению проверки, в том числе отсутствия НФО по ее местонахождению (адресу) (за исключением случаев, связанных с изменением НФО своего местонахождения (адреса) в установленном порядке);
  3. иных обстоятельств, препятствующих началу проверки и/или дальнейшему проведению проверки.


Должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, может принять решение о прекращении проверки НФО, в том числе в отношении проверки, начало которой было отсрочено, в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о нецелесообразности или объективной невозможности начала или продолжения проведения проверки, включая случаи выявления в ходе проверки НФО фактов и обстоятельств, свидетельствующих о наличии:


  1. оснований для аннулирования (отзыва) у НФО лицензии на осуществление соответствующей деятельности;
  2. оснований для исключения сведений о НФО из реестра (государственного реестра);
  3. оснований для ликвидации кредитного потребительского кооператива (КПК) в судебном порядке;
  4. оснований для назначения временной администрации НФО в соответствии с законодательством РФ;
  5. угрозы правам и законным интересам инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда (НПФ) по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).


Руководитель проверяемой НФО не позднее рабочего дня, следующего за датой начала проверки, обязан:


  1. определить должностных лиц и работников НФО (включая ее структурные подразделения), которые должны взаимодействовать с руководителем и членами группы инспекторов Банка России, их компетенцию и ответственность по обеспечению доступа к документам (информации), необходимым для проведения проверки, к программно-аппаратным средствам, электронным базам данных, предоставлению документов (информации) НФО, а также по обеспечению иных условий, необходимых для проведения проверки (далее - ответственные работники НФО);
  2. уведомить в письменной форме руководителя группы испекторов Банка России об ответственных работниках НФО.


Из полномочий рабочей группы (группы испекторов) Банка России следует выделить наиболее важные:


  1. входить в здания и другие помещения проверяемой НФО, а также, если это необходимо для проведения проверки, в помещения других организаций, привлеченных НФО в соответствии с законодательством РФ для исполнения ее обязательств по договору (в том числе об оказании услуг по проведению организованных торгов), и/или организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства, обеспечивающие фиксацию, обработку и хранение документов и информации, связанных с осуществлением деятельности поднадзорной организации (далее - программно-аппаратные средства НФО);
  2. требовать от НФО проведения демонстрации и ознакомления с функционированием и ресурсами программно-аппаратных средств НФО, а также предоставления письменных или устных разъяснений по вопросам, связанным с их разработкой, установкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией;
  3. получать доступ к программно-аппаратным средствам НФО, системам видеонаблюдения и иным техническим средствам, электронным базам данных НФО в режиме просмотра и/или выборки необходимой информации, а также получать (на собственные отчуждаемые (съемные) машинные носители информации) электронные документы (информацию) поднадзорной организации и иную информацию, хранящуюся в программно-аппаратных средствах поднадзорной организации и иных технических средствах, электронных базах данных, а также (при необходимости) расшифровки (описания форматов) их представления;
  4. требовать от НФО проведения проверки фактического наличия (ревизии) наличных денег и других ценностей (далее - проверка (ревизия) наличных денег) комиссией НФО в присутствии руководителя и/или членов группы испекторов, а также оформления результатов проверки (ревизии) наличных денег актом в произвольной форме, подписываемым членами комиссии НФО, а также присутствовавшими при проведении проверки (ревизии) наличных денег руководителем и (или) членами группы испекторов Банка России;
  5. требовать от НФО предоставления отдельного служебного помещения для группы испекторов Банка России с оборудованными рабочими местами (за исключением случаев объективной невозможности такого предоставления);
  6. запрашивать от акционеров (участников), клиентов и контрагентов проверяемой НФО, от саморегулируемой организации, членом которой является НФО, от актуария, проводившего актуарное оценивание НФО, от организаций, привлеченных проверяемой НФО в соответствии с законодательством РФ для исполнения ее обязательств по договору, и/или организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства поднадзорной организации, других поднадзорных организациях и иных организациях, в том числе не являющихся клиентами и контрагентами проверяемой НФО, федеральных органах в порядке, предусмотренном законодательством РФ, в том числе нормативными правовыми актами, нормативными и иными актами Банка России, а также соглашениями о взаимодействии между Банком России и федеральными органами (при их наличии), документы (информацию), необходимые для установления фактических обстоятельств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах (информации), полученных от проверяемой НФО, на основании запросов о предоставлении документов (информации)
  7. требовать от НФО направление (передачу) подготовленных группой инспекторов Банка России запросов акционерам (участникам) проверяемой, клиентам и контрагентам проверяемой НФО, саморегулируемой организации, членом которой является НФО, актуарию, проводившему актуарное оценивание НФО, организациям, привлеченным проверяемой НФО в соответствии с законодательством РФ для исполнения ее обязательств по договору (в том числе об оказании услуг по проведению организованных торгов), и/или организациям, в которых находятся программно-аппаратные средства НФО.


В свою очередь, члены группы испекторов Банка России обязаны предъявить удостоверения Банка России или удостоверения ТУ Банка России (иного документа, свидетельствующего о том, что указанные лица являются служащими Банка России) руководителю, работникам проверяемой НФО или работникам иной организации, осуществляющей на основании договоров контроль за соблюдением пропускного режима или охрану НФО.


В ходе проверки запрашиваемые группой инспекторов Банка России сведения и документы (учредительные документы, документы, связанные с кадровым делопроизводством, бухгалтерские первичные документы, подтверждающие документы внутреннего и/или депозитарного учета, письменные пояснения, документы, связанные с выполнением лицензионных требований, требований законодательства РФ о ПОД/ФТ, ПНИИИ/МР (инсайд), ценных бумагах, микрофинансировании, финансовых рынках и т.д.), в том числе в электронном виде (на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи), представляются НФО с составлением описи в 2-х экз., которая подписывается со стороны НФО и группы инспекторов Банка России.


В случае непредоставления документов (информации) и/или возникновения обстоятельств, препятствующих их предоставлению в сроки, установленные группой испекторов Банка России в заявке на предоставление документов (информации) и оказание содействия, либо возникновения обстоятельств, препятствующих выполнению НФО в установленные заявкой сроки действий в целях оказания содействия в проведении проверки, руководитель и главный бухгалтер НФО (при его наличии) должны представить руководителю группы испекторов Банка России до истечения установленного срока предоставления документов (информации) либо выполнения НФО действий в целях оказания содействия в проведении проверки:


  1. письменное объяснение причин неисполнения заявки на предоставление документов (информации) и оказание содействия;
  2. при необходимости - мотивированное ходатайство о продлении срока предоставления документов (информации) НФО либо о продлении срока выполнения НФО действий в целях оказания содействия в проведении проверки.


Руководитель группы испекторов Банка России на основании мотивированного ходатайства НФО принимает решение о продлении (или об отказе в продлении) сроков предоставления документов (информации) или выполнения НФО действий в целях оказания содействия в проведении проверки, установленных в заявке на предоставление документов (информации) и оказание содействия.


Непредставление НФО запрашиваемых группой инспекторов Банка России документов и сведений (представление недостоверных сведений и документов), несовершение действий, связанных с оказанием содействия в проведении проверки, воспрепятствование осуществлению членами группы инспекторов своих полномочий, равно как и непредставление соответствующих письменных пояснений по указанным фактам является основанием для составления акта о противодействии проведению проверки (составляется в 2-х экз., если НФО является членом СРО, то в 3-х экз., один из которых направляется Банком России в СРО).


Акт о противодействии проведению проверки подписывается руководителем рабочей группы и членом (членами) группы инспекторов Банка России.


Составление акта о противодействии проведению проверки не является основанием для ее обязательного приостановления или прекращения. Акт о противодействии проведению проверки представляется соответствующему должностному лицу Банка России для принятия решения о применении к НФО необходимых мер воздействия (составление протокола об административном правонарушении и наложение штрафа, принятие по результатам проверки решения об аннулировании лицензии, исключения НФО из соответствующего реестра и т.д.).


Результаты проверки НФО отражаются в акте проверки (составляется в 2-х экз.). Акт проверки должен состоять из трех частей: вводной (общие сведения о НФО, группе инспекторов и проведенной проверке), аналитической (определяется перечнем проверенных вопросов деятельности НФО) и заключительной (содержит обобщенную информацию об основных результатах проверки поднадзорной организации).


Основанием для установления существенности выявленных нарушений и недостатков в деятельности НФО являются мотивированные суждения членов группы инспекторов Банка России, основывающиеся на документах (информации), полученных от НФО, и расчетах руководителя и/или членов группы инспекторов (далее - мотивированные суждения). Мотивированные суждения и их обоснования отражаются в докладной записке о результатах проверки НФО, представляемой должностному лицу Банка России, подписавшему поручение на проведение проверки. В свою очередь, должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, при необходимости вправе ознакомить руководителя, совет директоров (наблюдательный совет) НФО (при его наличии) с мотивированными суждениями, отраженными в докладной записке о результатах проверки.


Акт проверки должен быть подписан руководителем и членами группы испекторов Банка России. В случае невозможности подписания акта проверки отдельными членами группы инспекторов (болезнь, отпуск, служебная командировка и иные объективные причины) руководитель группы инспекторов делает отметку о причине отсутствия его подписи. После этого, в день завершения проверки, акт проверки передается НФО с составлением в 2-х экз. и подписанием протокола приема-передачи. При необходимости акт проверки может быть направлен НФО заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее рабочего дня, следующего за датой завершения проверки.


Срок ознакомления с актом проверки не должен превышать 5 (пять) рабочих дней:


  1. с даты вручения акта проверки руководителю НФО или получения его уполномоченным ответственным работником НФО (либо работником НФО, ответственным за работу с корреспонденцией) на основании протокола приема-передачи акта проверки;
  2. с даты вручения акта проверки, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  3. с даты, указанной в уведомлении о вручении, имеющем отметку об отказе проверяемой НФО от получения (приема) акта проверки или об отсутствии возможности доставки (вручения) акта проверки, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.


Руководитель НФО должен до истечения срока ознакомления с актом проверки, указанного в протоколе приема-передачи или в сопроводительном письме, составленном при отправке акта првоерки, (далее - сопроводительное письмо) представить (или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) информационное сообщение об ознакомлении с актом проверки в структурное подразделение Банка России, проводившее проверку, или иное структурное подразделение Банка России, определенное в протоколе приема-передачи либо в сопроводительном письме.


Руководитель НФО вправе представить возражения или замечания по акту проверки (далее - возражения по акту проверки). Возражения по акту проверки, включая обосновывающие их документы НФО или их копии, должны быть составлены в количестве экземпляров, соответствующем количеству экземпляров акта проверки, заверены подписями руководителя и главного бухгалтера НФО (при его наличии) либо лиц, их замещающих, и оттиском печати НФО. Возражения по акту проверки составляются на бумажном носителе и на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации в виде файла (файлов), содержащего (содержащих) текст возражений, и представляются либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в структурное подразделение Банка России, проводившее проверку, или иное структурное подразделение Банка России, определенное в протоколе приема-передачи акта проверки либо в сопроводительном письме. Возражения по акту проверки (при наличии) включаются в сообщение об ознакомлении с актом проверки в качестве приложения и являются его неотъемлемой частью.


Возражения по акту проверки рассматриваются при подготовке и принятии решения о применении к НФО мер. При необходимости, по результатам рассмотрения возражений по акту проверки, НФО направляется информация о результатах этого рассмотрения или проводится совещание с представителями НФО. По итогам совещания составляется протокол, экземпляр которого направляется НФО.


При несогласии с достоверностью, полнотой сведений или выводами группы инспекторов Банка России по результатам проверки, отраженным в акте проверки, уполномоченный ответственный работник НФО вправе представить руководителю или члену группы испекторов собственноручно написанное объяснение, которое прилагается к акту проверки и является его неотъемлемой частью.


По окончании проверки и получения акта проверки НФО обязана предоставить с соблюдением требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России СРО, членом которой она является, копию акта проверки или информацию о результатах проверки в части, касающейся вида предпринимательской и профессиональной деятельности, по которому субъекты этой предпринимательской и профессиональной деятельности объединены в СРО, в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения акта проверки. Одновременно с этим, НФО обязана уведомлять структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью НФО, о каждом случае предоставления СРО, членом которой она является, копии акта проверки или информации о результатах проверки в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня ее предоставления.


В случае наличия у НФО совета директоров (наблюдательного совета) руководитель НФО в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты ознакомления с актом проверки должен направить:


  1. совету директоров (наблюдательному совету) НФО акт проверки НФО для ознакомления с ним председателя и членов совета директоров (наблюдательного совета) НФО;
  2. структурному подразделению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью НФО, и структурному подразделению Банка России, проводившему проверку, уведомление о получении акта проверки и направлении совету директоров (наблюдательному совету) НФО информации о результатах проверки или акта проверки либо информации о результатах проверки и акта проверки.


Экземпляр акта проверки на бумажном носителе и/или в электронном виде представляется на рассмотрение должностного лица Банка России, поручившего проведение проверки НФО (должностного лица Банка России, подписавшего распоряжение на проведение проверки, или иного должностного лица Банка России, определенного распоряжением на проведение проверки), для принятия в рамках предоставленных полномочий решения о применении к НФО мер.


Рассмотрение акта проверки и докладной записки о результатах проверки и подготовка (при необходимости) предложений о применении к НФО мер должны осуществляться в срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней, следующих за днем получения акта проверки должностным лицом Банка России, уполномоченным принимать решение о применении к НФО мер, если иной срок не установлен нормативными или иными актами Банка России.


Таким образом, условно плановую выездную проверку Банка России можно разделить на следующие этапы:


  1. уведомление НФО о проведении проверки (с одновременным направлением списка документов, требуемых для представления);
  2. вручение НФО поручения на проведение проверки;
  3. ознакомление руководителя проверяемой НФО с полномочиями инспекторов Банка России, правами и обязанностями проверяемой НФО при проведении проверки, определение лиц НФО, уполномоченных взаимодействовать с группой инспекторов Банка России в рамках проводимой проверки;
  4. представление проверяемой НФО группе инспекторов Банка России документов, отдельных сведений и пояснений, указанных в приложении к уведомлению о проведении проверки, а также в последующих заявках (требованиях) группы инспекторов. Передача документов, отдельных сведений и пояснений НФО инспекторам Банка России для приобщения их к материалам проверки сопровождается составлением описи по установленной форме;
  5. анализ инспекторами Банка России представленных НФО документов, отдельных сведений и пояснений;
  6. составление и направление в адрес проверяемой НФО акта проверки;
  7. ознакомление с актом проверки, составление и направление проверяемой НФО возражений на полученный акт проверки Банка России;
  8. принятие Банком России решения по результатам проверки;
  9. исполнение решения Банка России, в случае направления предписания его исполнение и подготовка, представление в Банк России отчета об исполнении предписания.


ВАЖНО! Стоить отметить, что Банк России в рамках осуществления своих надзорных полномочий вправе направлять в адрес НФО отдельные предписания, запросы, в том числе о представлении документов и сведений, не только при проведении плановой или внеплановой проверки НФО. Как показывает практика, такой дистанционный подход по контролю соблюдения НФО требований законодательства НФО позволяет Банку России более оперативно принимать меры в отношении НФО (предупреждение совершения нарушения, так называемый, предунциальный надзор, наложение административного штрафа, аннулированияе или приостановление ранее выданной лицензии, запрет на совершение отдельных операций и заключения договоров, исключения НФО из реестра). Перечисленные меры принимаются Банком России, зачастую, в одностороннем порядке, по итогам рассмотрения ответа НФО на предписание или запрос Банка России, а также по итогам выезда инспекторов Банка России на юридический адрес НФО и ее отсутствия по указанному адресу.


В заключение статьи отметим, что любое решение, в том числе предписание, наложение административного штрафа, действия (бездействия) Банка России (ТУ Банка России), а также его должностных лиц в отношении НФО могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном), судебном порядке.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Так или иначе, проводимые Банком России проверки деятельности поднадзорных организаций - это ответственное мероприятие, требующее специальных знаний и навыков от сотрудников проверяемой организации. Как показывает практика, зачастую, таких сотрудников в штате компании попросту не оказывается, что приводит к большим штрафам в рамках КоАП РФ (до 1 млн. рублей для юридических лиц, до 50 тыс. рублей для должностных лиц), а иногда к исключению из соответствующего реестра (для микрофинансовых организаций) или к приостановлению или аннулированию лицензии и аннулированию квалификационного аттестата должностных лиц (директора, контролера) (для профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний ПИФ, НПФ) за выявленные Банком России в деятельности организации нарушения требований законодательства РФ.


Для того, чтобы избежать подобных последствий и успешно пройти проверку Банка России, Вы можете обратиться за высококвалифицированной помощью к специалистам ЮК "ДЕКАРТ", которые накопили за время работы на финансовом рынке огромный опыт в области юридического сопровождения и защиты прав поднадзорных организаций при проведении проверок Банком России.


В связи с проводимыми Банком России проверочными мероприятиями ЮК "ДЕКАРТ" разработано для участников финансового рынка несколько предложений - это (см. раздел УСЛУГИ И ЦЕНЫ):


  1. проведение комплексного аудита (проверки) деятельности участника финансового рынка на предмет соблюдения лицензионных требований, в том числе в сфере ПОД/ФТ и/или ПНИИИ/МР (инсайд). Позволит своевременно выявить и устранить нарушения законодательства РФ до проверки Банка России;
  2. прохождение проверки Банка России, в том числе в рамках получения от Банка России отдельных предписаний или запросов о представлении документов, деятельности участника финансового рынка. Юридическое сопровождение проверяемой организации на протяжении всего срока проверки с момента получения уведомления о проведении проверки до принятия Банком России решения по результатам проверки. Позволит успешно пройти проверку, оперативно устранить выявленные нарушения, а также избежать административных штрафов, которые могут быть наложены на компанию в ходе надзорных мероприятий.