Полезные статьи

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ АННУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

В данной статье рассмотрим основания, предусмотреные законодательством РФ, для аннулирования Банком России лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. 


По состоянию на 25.11.2016 в России действовало 471 брокер, 495 дилеров, 378 доверительных управляющих, 411 депозитариев, 35 регистраторов, 5 форекс-дилеров. Все перечисленные организации являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.


Однако, в ближашее время количество профессиональных участников рынка ценных бумаг резко уменьшиться. Это, в первую очередь, связано с проводимыми Банком России мероприятиями по консолидации участников рынка ценных бумаг, повышению их качества и контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (далее - профдеятельность на РЦБ).


Данные мероприятия Банк России проводит вполне на законных основаниях. В связи с тем, что Банк России является уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг и надзору за деятельность его участников, то Банк России вправе как выдавать, так и аннулировать лицензии профучастника РЦБ.


Основания для аннулирования Банком России лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг (далее - профучастник РЦБ) установлены ст. 39.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - ФЗ № 39). В частности, к таким основаниям относятся:


  1. Добровольное заявление профучастника РЦБ в письменной форме об аннулировании лицензии.
  2. Неоднократное в течение 1 (одного) года неисполнение профучастником РЦБ предписания Банка России.
  3. Неоднократное в течение 1 (одного) года нарушение профучастником РЦБ бумаг более чем на 15 (пятнадцать) рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении профдеятельности на РЦБ.
  4. Неоднократное в течение 1 (одного) года нарушение профучастником РЦБ требований к раскрытию (предоставлению) информации и документов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении профдеятельности на РЦБ.
  5. Отсутствие лица, имеющего лицензию на осуществление профдеятельности на РЦБ, по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (адресу юридического лица).
  6. Прекращение руководства текущей деятельностью профучастника РЦБ (принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа (далее - ЕИО) без одновременного принятия решения об образовании временного ЕИО или нового ЕИО либо отсутствия лица, осуществляющего функции ЕИО, свыше 1 (одного) месяца без возложения его полномочий на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции ЕИО).
  7. Неоднократное нарушение в течение 1 (одного) года профучастником РЦБ требований законодательства РФ о ценных бумагах и (или) об исполнительном производстве.
  8. Неоднократное нарушение в течение 1 (одного) года профучастником РЦБ требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
  9. Неоднократное нарушение в течение 1 (одного) года профучастником РЦБ требований по ведению реестра требований кредиторов, а также иных требований, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
  10. Неоднократное нарушение в течение 1 (одного) года профучастником РЦБ требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
  11. Неоднократное нарушение в течение 1 (одного) года профучастником РЦБ требований к деятельности или проведению операций, осуществление (проведение) которых допускается в соответствии с требованиями федеральных законов только на основании лицензии профучастника РЦБ, в том числе при осуществлении функций трансфер-агента, функций счетной комиссии, функций агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев.
  12. Нарушение профучастником РЦБ требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (далее - СРО), объединяющей брокеров, СРО, объединяющей дилеров, СРО, объединяющей форекс-дилеров, СРО, объединяющей управляющих, СРО, объединяющей депозитариев, СРО, объединяющей регистраторов, установленного Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".
  13. Неисполнение профучастником РЦБ предписания, направленного ему в связи с приостановлением действия лицензии, в установленный таким предписанием срок.


Кроме этого, Банка России в соответствии с требованиями ФЗ № 39 обязан аннулировать лицензию профучастника РЦБ в следующих случаях:


  1. Признания профучастника РЦБ банкротом.
  2. Ликвидации профучастника РЦБ как юридического лица.
  3. Отзыва у кредитной организации, являющейся профучастником РЦБ, лицензии на осуществление банковских операций.
  4. Неосуществления профучастником РЦБ соответствующего вида профдеятельности на РЦБ в течение более 18 (восемьнадцати) месяцев.


Информация об аннулировании лицензии профучастника РЦБ у юридического лица размещается на Интернет-сайте Банка России. 


Стоит отметить, что решение Банка России об аннулировании лицензии профучастника РЦБ может быть обжаловано в судебном порядке.


Остановимся более подробно на обязательном членстве действующего профучастника РЦБ в одной из СРО. Фактически, это является одним из условий осуществления профдеятельности на РЦБ в России. Все профучастники РЦБ, не вступившие в одно из СРО, находятся вне закона. В ближайшее время в отношении таких профучастников РЦБ Банком России будут приняты решения об аннулировании лицензий профучастника РЦБ.


С 11.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее – ФЗ № 223), который регулирует порядок получения статуса СРО, требования к органам управления, базовым и внутренним стандартам деятельности СРО, а также отношения, возникающие между финансовыми организациями и СРО.


Согласно ст. 26 ФЗ № 223 Банк России ведет единый реестр СРО, который содержит наименование СРО, дату принятия решения о включении в реестр, виды деятельности, в отношении которых СРО осуществляет саморегулирование, а также список членов СРО.


ФЗ № 223 предусмотрена обязанность для финансовых организаций, перечисленных в ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223, стать членом одной из СРО в течение 180 (ста восьмидесяти дней) со дня получения некоммерческой организацией статуса СРО в отношении вида деятельности, осуществляемого финансовой организацией.


На 01.12.2016 в РФ действует всего 5 (пять) саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бмаг (СРО ПУРЦБ), получивших такой статус в Банке России. При этом одна из них является СРО форекс-дилеров (получила такой статус в Банке России 12.10.2016). Остальные 4 (четыре) СРО ПУРЦБ получили статус СРО ПУРЦБ в Банке России намного раньше, 10.03.2016.


ВАЖНО! Таким образом, срок в 180 дней для обязательного вступления в одну из СРО для профессиональных участнико рынка ценных бумаг закончился 06.09.2016.