Полезные статьи

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КОЛЛЕКТОРСКОГО АГЕНТСТВА В РОССИИ

С 03.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - ФЗ № 230). Именно с этой даты деятельность всех коллекторских агентств (коллекторов) в России получила правовое регулирование.


Для осуществления коллекторской деятельности необходимо внести сведения о лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - реестр коллекторов).


Ведение реестра коллекторов, а также надзор за коллекторской деятельностью в России осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).  


Коллекторская деятельность в РФ регулируется следующими нормативными правовыми актами (НПА): 


  1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
  2. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - ФЗ № 152).
  4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - ФЗ № 230).
  5. Приказ ФССП России от 28.12.2016 №823 "О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, утверждении формы свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и формы заявления об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности".
  6. Приказ ФССП России от 28.12.2016 № 824 "Об утверждении порядка и сроков направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности".
  7. Приказ ФССП России от 28.12.2016 № 825 "Об утверждении требований к оборудованию и программному обеспечению юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности" (далее – Приказ ФССП № 825).
  8. Приказ ФССП России от 28.12.2016 № 826 "Об утверждении формы отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, перечня документов и сведений, представляемых юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также сроков и периодичности их представления" (далее - Приказ ФССП № 826).
  9. Приказ Минюста России от 30.12.2016 № 331 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой судебных приставов государственной услуги по включению сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности" (далее - Приказ Минюста № 331).
  10. Приказ Минюста России от 30.12.2016 № 332 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности".


Большинство указанных НПА (приказы ФССП и Минюста РФ) вступили в силу только с начала 2017 года.


ФЗ № 230 установлены следующие лицензионные требования для коллекторских агентств в целях их внесения в реестр коллекторов:


  1. соответствие стоимости чистых активов (СЧА), рассчитанной на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, размеру не менее 10 (десяти) миллионов рублей;
  2. заключение договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности со страховой суммой не менее 10 (десяти) миллионов рублей в год;
  3. наличие оборудования, программного обеспечения (ПО), соответствующего требованиям, установленным Приказом ФССП России № 825;
  4. наличие сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

  5. включение через Роскомнадзор в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, в порядке, предусмотренном ФЗ № 152;

  6. наличие уникального наименования, в том числе не имеющего сходства с наименованием органа государственной власти;

  7. соответствие владельцев и лиц, входящих в органы управления, установленным ФЗ № 230 требованиям.


Государственная пошлина за внесение сведений о юридическом лице в реестр коллекторов составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.


Срок рассмотрения ФССП России документов лицензиата в целях внесения сведений о нем в реестр коллекторов составляет 20 рабочих дней.


По состоянию на 13.08.2108 в реестр коллекторов уже включены сведения о 207 коллекторских организациях. 


После внесения в реестр коллекторов юридического лицо обязано соблюдать лицензионные требования, а также выполнять требования ФЗ № 230 и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе представлять обязательную отчетность о своей деятельности в ФССП России. 


Форма отчетности коллектора, порядок ее формирования и представления в ФССП России определен Приказом ФССП № 826.


Коллекторы представляют в территориальный орган ФССП России отчетность:


  1. с 1 по 10 апреля - актуализированную по состоянию на 31 декабря истекшего года;
  2. с 20 по 31 августа - актуализированную по состоянию на 30 июня текущего года.


К отчетности коллектора в обязательном порядке прикладываются:


  1. Документы, содержащие сведения о размере чистых активов коллектора, с приложением бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов.
  2. Копия договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
  3. Сведения об учредителях (участниках), органах и работниках коллектора.


Кроме этого, Приказом ФССП № 826 на коллекторов возлагается обязанность уведомления территориальный орган ФССП России в следующих случаях:


  1. прекращение договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности до наступления нового срока представления отчета коллектора о деятельности по возврату просроченной задолженности (в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения нового договора);
  2. изменение сведений об учредителях (участниках) коллектора (в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений);
  3. изменение сведений о членах совета директоров (наблюдательного совета), членах коллегиального исполнительного органа, единоличном исполнительном органе коллектора (в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений);

  4. внесенние изменений в Устав коллектора (в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений);

  5. изменение адреса (доменного имени) Интернет-сайта, юридического адреса и наименования коллектора (в соответствии с Приказом Минюста № 331).


Отдельно лицо (участник или акционер), получившее право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал коллекторского агентства, обязано в течение 5 (пяти) рабочих дней направить соответствующее уведомление об этом в само коллекторское агентство и в территориальный орган ФССП России.


Дополнительные обязанности коллекторов в части порядка осуществления коллекторской деятельности установлены ст. 17 ФЗ № 230


  1. вести перечень работников, имеющих доступ к информации о должниках. При получении работником коллектора доступа к указанной информации он обязан дать расписку об ознакомлении с положениями ФЗ № 230 и об обязанности соблюдать конфиденциальность указанной информации в соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ № 230 (не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника);
  2. вести аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленного на возврат просроченной задолженности, предупреждать должника и иных лиц о такой записи в начале взаимодействия, а также обеспечивать хранение на электронных носителях аудиозаписей до истечения не менее 3 (трех) лет с момента осуществления записи;
  3. обеспечивать запись всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, и их хранение до истечения не менее 3 (трех) лет со дня их осуществления;
  4. обеспечивать хранение всех бумажных документов, составленных и полученных коллектором в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, в бумажном и электронном виде до истечения не менее 3 (трех) лет со дня их отправления или получения.


Административную ответственность за совершение правонарушений коллекторы несут в соответствии со ст. 14.57 КоАП.


Статья 14.57. Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности


1. Совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство РФ о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц - от 20 тысяч до 200 тысяч рублей.


2. Нарушение, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц - от 50 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


3. Нарушение лицом, являющимся учредителем (участником), членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, требований и ограничений, установленных в отношении указанных лиц законодательством РФ о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.


4. Незаконное осуществление лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, которые в соответствии с Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" могут осуществляться только включенным в указанный реестр юридическим лицом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тысяч до 500 тысяч рублей; на должностных лиц - от 100 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц - от 200 тысяч до 2 миллионов рублей.


Дела об административных правонарушениях, совершенных коллекторами, рассматриваются уполномоченными лицами ФССП России.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 


ВАЖНО! ЮК "ДЕКАРТ" имеет большой положительный опыт по внесению сведений в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, через ФССП России. Более подробно ознакомиться с услугой по лицензированию коллекторской деятельности (регистрации коллектора путем включения его в реестр коллекторов) можно на Интернет-сайте ЮК "ДЕКАРТ" в разделе "Услуги и цены"