Полезные статьи

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ ИЗ РЕЕСТРА МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (МФО), ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МФО

В данной статье рассмотрим основания, предусмотренные законодательством РФ, для исключения Банком России сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций (МФО), а также типичные нарушения требований законодательства РФ при осуществлении микрофинансовой деятельности


По состоянию на 21.10.2021 государственный реестр микрофинансовых организаций (далее - реестр МФО), который ведет Банк России, насчитывал 1 271 микрофинансовых организации (МФО), из которых 37 микрофинансовых компаний (МФК).


Однако, в ближашее время количество МФО резко уменьшится. Это, в первую очередь, связано с проводимыми Банком России мероприятиями по консолидации рынка микрофинансирования, повышению качества его участников и контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении микрофинансовой деятельности.


Данные мероприятия Банк России проводит вполне на законных основаниях. В связи с тем, что Банк России является уполномоченным органом по ведению реестра МФО, то Банк России вправе как вносить сведения о юридических лицах в реестр МФО, так и исключать уже действующие МФО из реестра за допущенные лицензионные нарушения требований законодательства РФ о микрофинансовой деятельности.


Основания для исключения уже действующей МФО из реестра МФО установлены ст. 7 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - ФЗ № 151). К таким основаниям относятся:


  1. Ликвидация МФО как юридического лица.
  2. Неоднократное в течение 1 (одного) года нарушение МФО требований ФЗ № 151, Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", нормативных актов Банка России, за исключением нарушений, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1.1 ст. 7 ФЗ № 151.
  3. Осуществление МФО деятельности, запрещенной ФЗ № 151.
  4. Неоднократное в течение 1 (одного) года нарушение МФО требований, установленных ст. 6, 7 (за исключением п. 3), ст. 7.3 и 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и (или) неоднократного нарушения в течение 1 (одного) года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным ФЗ № 151.
  5. Неоднократное в течение года представление МФО существенно недостоверных отчетных данных.
  6. Если МФО в течение 1 (одного) года не предоставила ни одного микрозайма.
  7. Нарушение МФО требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей микрофинансовые организации (далее - СРО МФО), установленного ФЗ № 151 и Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".
  8. Неоднократное в течение года снижение собственных средств (капитала) микрофинансовой организации ниже минимального значения (для МКК с 01.07.2020 - 1 млн. руб., для МФК - 70 млн. руб.), установленного ФЗ № 151, или в случае, если размер собственных средств (капитала) МФО ниже такого минимального значения в течение не менее 180 (ста восьмидесяти) календарных дней.
  9. Несоответствия лиц (соответствующих членов органов управления и должностных лиц, а также участников (акционеров), указанных в ч. 1 ст. 4.1-1 и ч. 1 ст. 4.3 ФЗ № 151, требованиям, установленным ФЗ № 151.
  10. В случае подачи МФО в Банк России заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.


Информация об исключении юридического лица из реестра МФО размещается на Интернет-сайте Банка России. 


Стоит отметить, что решение Банка России об исключении сведений о юридическом лице из реестра МФО может быть обжаловано в судебном порядке.


Важным последствием исключения действующей МФО из реестра МФО, за исключением подачи заявления об исключении из реестра МФО по желанию самой МФО, является то, что в течение года после исключения из реестра МФО юридическое лицо не может быть повторно включено в реестр МФО.


К типичным нарушениям МФО требований законодательства РФ, за которые Банк России исключает действующую МФО из реестра МФО, относятся:


  1. Использование полного и сокращенного наименования, индивидуализирующее другую микрофинансовую организацию, сведения о которой внесены в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) ранее сведений о данной МФО.
  2. Наименование МФО не содержит словосочетание "микрофинансовая компания" (МФК) или "микрокредитная компания" (МКК).
  3. Невступление в установленный срок (90 дней) в саморегулируемую организацию микрофинансовых организаций (СРО МФО).
  4. Неисполнение или исполнение с нарушением срока обязательных для исполнения предписаний и/или запросов Банка России.
  5. Неразмещение копии Правил предоставления микрозаймов контактного и номера телефона, по которому осуществляется связь с МФО, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
  6. Неразмещение в месте оказания услуг (месте приема заявлений о предоставлении потребительского займа) информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа.
  7. Представление в Банк России отчетности, предусмотренной законодательством РФ, с нарушением установленных требований и сроков или непредставление такой отчетности.
  8. Неоднократное в течение года представление существенно недостоверных отчетных данных (например, о соблюдении норматива достаточности собственных средств, количестве заключенных договоров потребительского займа, выданных микрозаймах, неотражение сведений о привлеченных денежных средств физических лиц и (или) юридических лиц при установлении Банком России их фактического привлечения) при условии, что расхождение составляет более 1 (одной) тыс. рублей, а также о наличии сведений о размере резервов на возможные потери по займам при установлении Банком России расхождения с указанными сведениями более чем на 20 процентов.
  9. Неуведомление Банк России об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа или об изменении учредительных документов юридического лица.
  10. Нарушение минимально допустимого значения экономического норматива достаточности собственных средств и норматива ликвидности, а также порядка расчета экономических нормативов.
  11. Несоблюдение установленного требования к минимальному размеру собственных средств (капитала).
  12. Неформирование резервов на возможные потери по займам или нарушение порядка формирования резервов на возможные потери по займам.
  13. Договор потребительского займа не соответствует требованиям законодательства РФ, в том числе несоблюдение требований к условиям его заключения. 
  14. Несоблюдение табличной формы договоров потребительского займа.
  15. Изменение срока возврата займа по договору потребительского займа без оформления соглашения в виде таблицы.
  16. Табличная форма индивидуальных условий договора потребительского займа не соответствует требованиям, установленным нормативным актов Банка России.
  17. Отражение полной стоимости потребительского займа (ПСК) как в процентах годовых, так и в денежном выражении в квадратных рамках в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского займа перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа, с нарушением требований.
  18. Индивидуальные условия договора потребительского займа не содержат возможность запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского займа, а также сведений о наличии бесплатного способа исполнения заемщиком обязательств по договору потребительского займа. 
  19. Отсутствие на первой странице договора потребительского займа условия, содержащего запрет на начисление заемщику – физическому лицу процентов по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает 1 (одного) года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае если сумма начисленных по договору процентов достигнет полуторакратного размера суммы займа. 
  20. Неуказание обязательной к размещению информацию о праве начисления заемщику – физическому лицу неустойки (штрафа, пени) и иных мерах ответственности после возникновения просрочки исполнения обязательства заемщика – физического лица по возврату суммы займа и (или) уплате причитающихся процентов перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.
  21. Включение в индивидуальные условия договора потребительского займа условия о согласии заемщика на осуществление перерасчета процентной ставки до предельного значения полной стоимости потребительского микрозайма, актуального на день выдачи займа.
  22. Размещение дополнительных условий, согласованных с заемщиком индивидуально, не в табличной форме индивидуальных условий договора микрозайма с продолжением нумерации по порядку.
  23. Начисление заемщикам – физическим лицам процентов по договорам потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которым не превышает 1 (одного) года, в случае, когда сумма начисленных процентов по договорам достигла полуторакратного размера суммы займов.
  24. Начисление заемщикам – физическим лицам процентов по договорам потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которым не превышает 1 (одного) года, на непогашенные заемщиками части сумм основного долга после достижения общих сумм подлежащих уплате процентов размера, составляющего полуторакратную сумму непогашенной части займа.
  25. Превышение средневзвешенного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) (ПСК) более чем на 1/3 (одну треть).
  26. Превышение предельного размера неустойки (штрафа) от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения обязательств.
  27. Включение в индивидуальные условия договоров потребительского займа указание на исчисление неустойки в твердой денежной сумме.
  28. Осуществление расчета полной стоимости потребительского займа по договорам потребительского займа не в соответствии с установленным порядком.
  29. Неосуществление или нарушение установленных требований по расчету отношения суммы среднемесячных платежей по всем потребительским кредитам (займам) заемщика к величине среднемесячного дохода заемщика по каждому заемщику при принятии решения о предоставлении потребительского займа в сумме более 10 тысяч рублей.
  30. Непредоставление заемщику информации о датах платежей заемщика по договору потребительского займа. 
  31. Непредоставление уточненных графиков платежей по договорам потребительского займа при осуществлении заемщиком частичного досрочного возврата потребительского займа.
  32. Ненаправление заемщику бесплатным способом информации о наличии просроченной задолженности в установленном порядке не позднее 7 (семи) дней с даты возникновения просроченной задолженности.
  33. Ненаправление и необеспечение доступа к сведениям о размере текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского займа.
  34. Непредоставление заемщику информации при его обращении о предоставлении потребительского займа в сумме (с лимитом кредитования) 100 000 рублей и более, что, если в течение 1 (одного) года общий размер платежей по всем имеющимся у заемщика на дату обращения о предоставлении потребительского займа обязательствам по кредитным договорам, договорам займа, включая платежи по предоставляемому потребительскому займу, будет превышать 50% годового дохода заемщика, для заемщика существует риск неисполнения им обязательств по договору потребительского займа и применения к нему штрафных санкций.
  35. Отражение полной стоимости потребительского займа в договорах потребительского займа без учета требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 353-ФЗ. 
  36. Ннеотражение полной стоимости кредита в процентах годовых с точностью до третьего знака после запятой.
  37. Указание в договорах потребительского займа условия о передаче кредитору в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору потребительского займа части суммы потребительского займа.
  38. Осуществление деятельности, запрещенной Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в части привлечения денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ИП), не являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании.
  39. Предоставление иных займов, не являющихся микрозаймами, физическим лицам по договорам займа, исполнение обязательств по которым не обеспечивается ипотекой.
  40. Предоставление заемщику - физическому лицу микрозайма в случае, когда сумма основного долга заемщика перед МКК по договорам займа превысила 500 тыс. рублей.
  41. Взимание с заемщиков платежей, которые не указаны в индивидуальных условиях договора потребительского займа.
  42. Взимание вознаграждения за исполнение обязанностей, возложенных на МФО нормативными правовыми актами РФ, по изменению индивидуальных условий договоров потребительского кредита (займа) (за рассмотрение заявления об изменении срока возврата суммы займа по договору потребительского займа).
  43. Взимание вознаграждения за услуги, оказывая которые МФО действует исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщиков (например, за услугу по предоставлению сведений в бюро кредитных историй (БКИ).
  44. Неуказание в заявлении о предоставлении потребительского займа стоимости предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги и необеспечение возможности заемщику отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги.
  45. Увеличение в одностороннем порядке размера процентных ставок по договорам микрозайма.
  46. Нарушение порядка очередности погашения задолженности заемщика.
  47. Осуществление наличных кассовых расчетов с физическими лицами по выдаче (возврату) займов (процентов по займам) за счет наличных денег, не поступавших в кассу МФО с ее банковского счета.
  48. Непредоставление в течение года ни одного микрозайма.
  49. Осуществление бухгалтерского учета с нарушением требований в части ведения бухгалтерского учета не в соответствии с установленным планом счетов (единым планом счетов - ЕПС). 
  50. Расчет амортизированной стоимости по договорам займа с нарушением установленных требований.
  51. Неутверждение формы ведомости расчета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов, неформирование ведомости расчета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов в соответствии с Положением Банка России от 25.10.2017 № 612-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями» (с изменениями).
  52. Необеспечение возможности представления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России (неподключение личного кабинета (ЛК) на Интернет-сайте Банка России).
  53. Непредставление или представление с нарушением установленных сроков информации, необходимой для формирования кредитных историй юридических лиц и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ИП), в отношении заемщиков хотя бы в одно бюро кредитных историй (БКИ), включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях».
  54. Необеспечение содействия в проведении Банком России проверки, а именно необеспечение доступа руководителю рабочей группы или членам рабочей группы Банка России в ходе проведения проверки Банка России к документам (информации), программно-аппаратным средствам и электронным базам данных, обеспечивающим ведение первичного бухгалтерского учета, фиксацию и обработку информации, связанной с осуществлением деятельности МФО, необеспечение организации беспрепятственного доступа в помещения организации, привлеченной МФО в соответствии с законодательством РФ по договору для исполнения обязательств МФО, в которых находятся программно-аппаратные средства МФО.
  55. Неисполнение обязанности по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также бенефициаров, по фиксированию информации о сделках, имеющих необычный характер, а также иных обязанностей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
  56. Несоблюдение требования к форме и порядку ведения анкеты (досье) клиента.
  57. Проведение проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества с нарушением установленного срока и периодичности.
  58. Нарушение порядка и срока информирования Росфинмониторинга о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  59. Нарушение порядка формирования электронных документов в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС).
  60. Невключение в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программу управления риском порядка проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий.
  61. Неприведение Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в соответствие с требованиями законодательства РФ.
  62. Одновременное осуществление функций единоличного исполнительного органа МФО и в организациях, являющихся аффилированными лицами по отношению к МФО.


Как мы видим, перечень нарушений требований законодательства РФ, за которые Банк России исключает из реестра МФО, достаточно обширен.


Остановимся более подробно на обязательном членстве действующей МФО в одной из СРО МФО. Фактически, это является одним из условий осуществления микрофинансовой деятельности в России. Все МФО, не вступившие в одно из СРО МФО, находятся вне закона и будут исключатся Банком России из реестра МФО.


С 11.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее – ФЗ № 223), который регулирует порядок получения статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (далее – СРО), требования к органам управления, базовым и внутренним стандартам деятельности СРО, а также отношения, возникающие между финансовыми организациями и СРО.


Согласно ст. 26 ФЗ № 223 Банк России ведет единый реестр СРО, который содержит наименование СРО, дату принятия решения о включении в реестр, виды деятельности, в отношении которых СРО осуществляет саморегулирование, а также список членов СРО.


В соответствии с пп. 1 п. ст. 7.2 Федерального закона от 02.07.2010 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" все действующие МФО обязаны стать членом одной из саморегулируемых организаций микрофинансовых организаций (СРО МФО) в течение 90 (девяносто дней) со дня получения некоммерческой организацией в Банке России статуса СРО МФО или с даты внесения в реестр МФО.


В настоящее время в РФ действует всего 3 (три) СРО МФО, получившие такой статус в Банке России. При этом СРО "МиР" и СРО "Единство" из них получили в Банке России статус СРО МФО 10.03.2016, а Союз "МИКРОФИНАНСОВЫЙ АЛЬЯНС" 04.08.2016. Таким образом, срок в 90 дней для обязательного вступления в одну из СРО МФО для уже действующих МФО закончился 08.06.2016.


ВАЖНО! Таким образом, невступление в СРО МФО в установленный срок 90 дней является основанием для исключения Банком России МФО из государственного реестра микрофинансовых оргнизаций.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


Одним из направлений Юридической компании «ДЕКАРТ» (ЮК «ДЕКАРТ») является оказание услуг микрофинансовым организациям (МФО). В настоящее время ЮК «ДЕКАРТ» предлагает МФО весь спектр услуг по юридическому сопровождению микрофинансовой деятельности:


  1. создание МФО в виде МФК или МКК «под ключ»;
  2. внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО;
  3. разработка внутренних документов МФО, в том числе Правил предоставления микрозаймов, договора потребительского микрозайма, Политики в отношении обработки персональных данных и реализуемых требований к защите персональных данных;
  4. покупка и продажа готовых МФО;
  5. прохождение всех видов проверок Банка России;
  6. представление интересов в Банке России (внесение в реестр МФО, административное делопроизводство, подготовка и направление отчетности МФО, подготовка ответов на запросы и предписания Банка России);
  7. внесение изменений в реестр МФО, переоформление свидетельства МФО, исключение из реестра МФО;
  8. услуги в сфере ПОД/ФТ, включая разработку Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и обучение по ПОД/ФТ (целевой инструктаж или повышение уровня знаний (квалификации);
  9. сопровождение процедуры вступления в СРО МФО;
  10. и многое другое.


Полный перечень услуг ЮК "ДЕКАРТ" для МФО и их стоимость приведены в разделе «Услуги для микрофинансовых организаций (МФО)».