В настоящей статье раскрываются вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в организациях - субъектах Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью общей системы внутреннего контроля организации. Основной задачей внутреннего контроля является контроль за соблюдением требований законодательства, в том числе лицензионных требований, при осуществлении организацией хозяйственной деятельности. Кроме этого, внутренний контроль направлен на выявление и предупреждение нарушений в деятельности организации, а также установление причин и виновных лиц, допустивших такие нарушения.
Отсутствие системы внутреннего контроля или недостаточный уровень ее эффективности приводит к нарушениям требований законодательства, что неотвратимо влечет привлечение организации и ее должностных лиц к административной или уголовной ответственности, последствиям регулятивного характера в виде приостановления или аннулирования лицензии, квалификационных аттестатов должностных лиц организации, исключения из соответствующих реестров, а также репутационным рискам. Навряд ли, что кто-то из партнеров или клиентов захочет сотрудничать с компанией, которая ведет деятельность с нарушением установленных требований законодательства.
Все это говорит о важности системы внутреннего контроля и обеспечения высокого уровня ее эффективности. Внутренний контроль в организации осуществляется через:
- разработку внутренних документов в соответствии с действующим законодательством;
- назначение лиц, ответственных за соблюдение внутренних документов;
- управление рисками;
- установление персональной ответственности сотрудников за несоблюдение внутренних документов;
- внедрение в практику методов и способов реализации внутреннего контроля с помощью системы двойного контроля и специализированного программного обеспечения;
- исключение конфликта интересов;
- выстраивание эффективных внутрикоммуникационных каналов связи между сотрудниками, сотрудниками и руководством, компании с окружающей средой в лице третьих лиц (контрагнетов, партнеров, клиентов, надзорных органов);
- четкое разделение полномочий сотрудников;
- проведение инструктажей и обучения как внутри организации, так и в специализированных учебных центрах.
В западных странах, особенно, в банках, финансовых компаниях часто используют вместо внутреннего контроля термин "комплаенс-контроль". Сам по себе комплаенс (анг. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — в Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного термина — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. В свою очередь, комплаенс-контроль более широкое понятие, которое включает в себя не только внутренний контроль, но и работу с внешними третьими лицами (контрагентами, клиентами, партнерами и надзорными органами) в части идентификации, обновления данных, а также проведения мероприятий по оценке и снижению рисков в деятельности компании. В этом случае комплаенс-контроль направлен на создание для организации надежного "фундамента", стабильных условий функционирования. Все чаще российские компании пересматривают свой взгляд на внутренний контроль и перенимают практику западных стран, внедряя в свою деятельность принципы комплаенс-контроля.
Остановимся более подробно на организации и осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Как уже отмечалось, данный вид контроля является составной частью общей системы внутреннего контроля организации.
Основой законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115), в соответствии со ст. 5 которого к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и обязанным соблюдать требования законодательства в сфере ПОД/ФТ, относятся:
- кредитные организации (КО);
- лизинговые компании;
- организации федеральной почтовой связи;
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг);
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
- индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- некредитные финансовые организации (далее - НФО):
- профессиональные участники рынка ценных бумаг (ПУРЦБ);
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры;
- ломбарды;
- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами (УК ПИФ);
- кредитные потребительские кооперативы (КПК), в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК);
- микрофинансовые организации (МФО) в виде микрокредитных компаний (МКК) и микрофинансовых компаний (МФК);
- общества взаимного страхования (ОВС);
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
- индивидуальные предприниматели (ИП), являющиеся страховыми брокерами.
Внутренний контроль в целях ПОД/Ф направлен, в первую очередь, на соблюдение требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Подборка нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ приводится в отдельной статье на нашем сайте.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, (далее - поднадзорные организации) обязаны:
- разработать Правила внутреннего контроля (ПВК) в цедях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила в целях ПОД/ФТ) и своевременно их обновлять, с учетом последних изменений в действующем законодательстве РФ;
- назначить из штата сотрудника, ответственного за реализацию Правил в целях ПОД/ФТ и выполнение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, (далее - специальное должностное лицо или СДЛ) соответствующего квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ в зависимости от типа организации (кредитная организация, некредитная финансовая организация (НФО) или иная организация). Для отдельных категорий НФО дополнительно сформировать структурное подразделение по ПОД/ФТ, включающее в себя не менее 2 (двух) сотрудников, один из которых СДЛ;
- встать на учет в Росфинмониторинге (только для лизинговых компаний, операторов по приему платежей, агентств недвижимости, факторинговых организаций) или Пробирной палате РФ (только для организации, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а также ювелирных ломбардов);
- проводить до начала договорных отношений идентификацию (с присвоением уровня риска) клиентов, представителей клиентов и/или выгодоприобретателей, а также принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев (бенефициаров), а также на регулярной основе обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарах, полученную на этапе их первичной идентификации;
- выявлять, документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг в установленные законом порядке и сроки сведения о сделках клиентов, подлежащих обязательному контролю, подозрительных (необычных) операциях;
- предоставлять в Росфинмониторинг по его запросу информацию о клиентах, их операциях и бенефициарах;
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества физических и юридических лиц, связанных с перечнем организаий и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень террористов) или перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - Перечень лиц, распространяющих оружие массового уничтожения), проинформировав о принятых мерах Росфинмониторинг;
- на регулярной основе, но не реже одного раза в 3 (три) месяца, проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг;
- приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом клиентов или отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случаях и порядке, установленных законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ, с обязательным уведомлением об этом Росфинмониторинг;
- уделять повышение внимание любым операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым физическими или юридическими лицами, имеющими регистрацию, место жительство или место нахождения в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ), либо с их участием, либо от их имени или в их интересах, а равно с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве;
- принимать обоснованные и доступные меры по выявлению среди своих клиентов физических и юридических лиц с высоким уровнем риска, а также среди клиентов - физических лиц иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ) и лиц, замещающих государственные и/или публичные должности в РФ, и проводить установленные законодательством РФ о ПОД/ФТ необходимые мероприятия в отношении данных категорий клиентов;
- проводить обязательное внутреннее и внешнее (в специализированных учебных центрах) обучение сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа, повышения квалификации (уровня знаний) и в других формах в порядке и с периодичностью, установленной требованиями нормативных актов РФ в сфере ПОД/ФТ в зависимости от типа организации (кредитная организация, некредитная финансовая организация (НФО) или иная организация);
- осуществлять хранение документов (не менее 5 (пяти) лет с момента прекращения договорных отношений с клиентом), связанных с осуществлением внутреннего контроля целях ПОД/ФТ, и соблюдать режим конфиденциальности в отношении полученных в ходе реализации Правил в целях ПОД/ФТ документов и сведений;
- регулярно проводить внутреннюю проверку реализации Правил в целях ПОД/ФТ с обязательным составлением по итогам такой проверки отчета СДЛ;
- для дистанционного взаимодействия с Росфинмониторингом, представления в Росфинмониторинг предусмотренной законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ сведений организация должна зарегистрироваться на Интернет-портале Росфинмониторинга и получить доступ к своему Личному кабинету (ЛК) (для этого требуется получение электронной подписи (ЭП).
Перечень сделок, подлежащих обязательному контролю, устанавливается Федеральным законом № 115-ФЗ, а к подозрительным операциям относятся операции, соответствующие признакам и/или критериям необычных операций, установленным самой поднадзорной организацией в Правилах в целях ПОД/ФТ с учетом требований нормативных правовых актов РФ и специфики (особенностей) ее деятельности.
Для осуществления эффективного внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ также необходимо иметь в распоряжении актуальные:
- Перечень террористов и экстремистов (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
- Перечень лиц, распространяющих оружие массового уничтожения (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
- Перечень, государств не выполняющих рекомендации ФАТФ, утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 "Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)". В настоящее время в него включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР);
- Перечень государств - оффшоров, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2007 № 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)".
Уполномоченным органом, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ России или Росфинмониторинг).
К поднадзорным Росфинмониторингу организациям относятся:
- лизинговые компании;
- операторы по приему платежей;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).
При этом контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в отношении организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, осуществляет Пробирная палата России, а на финансовом рынке, в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (НФО), по согласованию с Росфинмониторингом - Центральный банк РФ (Банк России).
Банк России вправе проводить в отношении своих поднадзорных организаций - субъектов Федерального закона ФЗ № 115 контрольные мероприятия в целях ПОД/ФТ в виде:
- выездных или камеральных проверок;
- направления предписаний и запросов о представлении отдельных документов и сведений;
- привлечения к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ (как правило, в виде наложения административного штрафа) или передачи материалов проверки правоохранительным органам для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае наличия состава преступления;
- в случае неоднократного нарушения в течение 1 (одного) года участником финансового рынка требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона № 115, принять решение об аннулировании, приостановлении ранее выданной лицензии или исключения поднадзорной организации из соответствующего государственного реестра организаций (в частности, для микрофинансовых организаций (МФО).
Административная ответственность для всех типов организаций - субъектов Федерального закона № 115 за нарушения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ установлена ст. 15.27 КоАП РФ:
"1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
2. Действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе № 115-ФЗ, от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц - от 700 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. За административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица."
При этом дела об административных правонарушениях в сфере ПОД/ФТ, совершенных поднадзорными организациями Банка России (НФО и кредитными организациями), рассматриваются непосредственно самим Банком России.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В рамках выполнения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ ЮК "ДЕКАРТ" оказывает поднадзорным организациям (субъектам Федерального закона № 115) следующие услуги:
- разработка полного пакета внутренних документов в сфере ПОД/ФТ, в том числе Правил в целях ПОД/ФТ, а также подготовка подробной памятки (рекомендаций) по организации специального внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ "с нуля", реализации Правил в целях ПОД/ФТ, выполнению требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ и прохождению проверки надзорного органа в части ПОД/ФТ;
- аудит Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
- обновление Правил в целях ПОД/ФТ (внесение изменений) с учетом требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
- комплексное юридическое сопровождение - выполнение функций ответственного сотрудника в сфере ПОД/ФТ (специального должностного лица - СДЛ);
- подбор специального должностного лица (СДЛ), соответствующего установленным законом квалификационным требованиям;
- организация специального внутреннего контроля в целях соблюдения организацией требований законодательства в сфере ПОД/ФТ c "нуля" и "под ключ", включая разработку полного пакета внутренних документов в целях ПОД/ФТ, обучение сотрудников и т.д.;
- сопровождение проверок Росфинмониторинга, Банка России, Прокуратуры РФ, Пробирной палаты РФ в сфере ПОД/ФТ;
- административное делопроизводство, представление интересов организации в Росфинмониториге и Банке России;
- проведение обучения в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа и повышения уровня знаний (квалификации) в учебном центре ЮК "ДЕКАРТ", аккредитованном Росфинмониторингом, со скидкой до 15%.
Ознакомиться со стоимостью услуг ЮК "ДЕКАРТ" в сфере ПОД/ФТ можно в разделе "Услуги по ПОД/ФТ" или, обратившись к нашим сотрудникам по контактам, указанным на сайте.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
ДЕЙСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
При записи на обучение по ПОД/ФТ (ФЗ № 115) в ЮК "ДЕКАРТ" Вы получаете:
- Аудит (проверка) Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ БЕСПЛАТНО.
- Разработка Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (ПВК) со СКИДКОЙ (от 8 500 руб. вместо 8 900 руб.).
- Консультация по электронной почте info@idekart.ru по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ в рамках горячей линии БЕСПЛАТНО.
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СКИДКА на все программы обучения, в том числе на семинары (вебинары) в сфере ПОД/ФТ, ДО 15 % от базовой стоимости. Так, с учетом скидки вебинар по ПОД/ФТ будет стоить от 2 800 руб., а семинар от 4 250 руб.
Для записи на обучение в сфере ПОД/ФТ и получения скидки достаточно оставить заявку на сайте или связаться с сотрудниками ЮК "ДЕКАРТ" (info@idekart.ru или тел. 8 (812) 926-77-95).
Сотрудничаем с Юридической компанией «ДЕКАРТ» с 2018 года по настоящее время. За это время компания зарекомендовала себя как надежный партнер. Все услуги оказываются точно в срок и надлежащего качества.
С помощью ЮК «ДЕКАРТ» были зарегистрированы «под ключ» микрокредитная компания и кредитный потребительский кооператив под торговым знаком «ДОВСАЙТ».
Также неоднократно обращались в ЮК «ДЕКАРТ» за отдельными юридическими услугами по смене наименования ООО, регистрации обособленного подразделения.
Сейчас продолжаем сотрудничество с ЮК «ДЕКАРТ» по направлению сопровождения наших компаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Каждый раз получаемый результат в ЮК «ДЕКАРТ» оправдывает ожидания.