Как показывает практика, в связи с тем, что закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) - одно из наиболее популярных организационно-правовых форм создания и ведения бизнеса в России, до сих пор остается актуальным вопрос регистрации первичного выпуска (эмиссии) акций и раскрытия информации на рынке ценных бумаг ЗАО. Регистрируя юридическое лицо в форме ЗАО, многие предприниматели даже не подозревают какие дополнительные обязанности и ответственность в виде административных штрафов накладывает на вновь созданное юридическое лицо закон. Остановимся на них более подробно.
ВАЖНО! Настоящая статья актуальна только на дату ее составления, 13.01.2014.
Если сравнивать две наиболее популярные в России организационно-правовые формы юридического лица ЗАО и общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО), то для ЗАО законом установливается больше обязанностей в отличие от ООО, в первую очередь, связанных с регистрацией первичного выпуска акций, раскрытием информации, ведением реестра акционеров и т.д. Но, тем не менее, ЗАО имеет и свои преимущества:
- возможность привлекать инвестиции в бизнес засчет эмиссии дополнительных выпусков акций;
- защита прав и законных интересов акционеров, закрепленных на законодательном уровне. Законом устанавливается для акционеров ЗАО преимущественное право на приобретение акций, отчуждаемых акционерами общества, по цене предложения третьему лицу, а также возможность распределения акций ЗАО среди учредителей либо заранее определенного круга лиц.;
- удобство оформления сделок купли-продажи акций ЗАО, так как смена владельцев происходит в реестре акционеров, то подавать сведения в ФНС России о смене владельцев не требуется. Тоже самое применимо и к оформлению залога акций;
- возможность скрыть от всеобщего доступа структуру собственности ЗАО, так как в ЕГРЮЛ содержатся данные только об учредителях, сведения о текущих владельцах - акционерах содержатся только в реестре акционеров, доступ к которому любого заинтересованного лица ограничен законом;
- имиджева составляющая, особенно, в работе с иностранными партнерами, так как слова "акционерное общество" в наименовании компании для многих контрагентов хоть и носят субъективный характер, но, так или иначе, символизируют надежность и солидность компании.
Как правило, ЗАО имеет небольшое количество акционеров - от 1 до 7 (законодательно разрашается иметь до 50 акционеров). При этом, количество акционеров (даже, если один акционер) не влияет на обязанность по соблюдению требований законодательства РФ в части первичной эмиссии выпуска акций, раскрытия информации на рынке ценных бумаг, ведения реестра акционеров и представления соответствующих уведомлений, отчетов в Банк России в лице Службы Банка России по финансовым рынкам (далее - Банк России). Рассмотрим наиболее важные аспекты, связанные с деятельностью ЗАО.
Итак, в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - ФЗ О РЦБ) в случае регистрации проспекта ценных бумаг и/или в иных случаях, предусмотренных ФЗ О РЦБ, эмитент обязан осуществлять раскрытие, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, - предоставление информации на рынке ценных бумаг в форме:
- ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
- консолидированной финансовой отчетности эмитента;
- сообщений о существенных фактах.
Одновременно с этим, согласно п. 2 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – ФЗ Об АО) обязательное раскрытие информации ЗАО осуществляется в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг в объеме и порядке, которые установлены Банком России.
Публичным размещением ценных бумаг в соответствии со ст. 2 ФЗ О РЦБ является размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Не является публичным размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации эмитентом установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н (далее – Положение о раскрытии информации).
В соответствии с п. 5.1 Положения о раскрытии информации обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется:
- на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;
- на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
- на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
- на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.
Таким образом, ЗАО, публично не размещавшее облигаций или иных ценных бумаг, в качестве эмитента не имеет обязанности по раскрытию и предоставлению информации на рынке ценных бумаг.
Однако, ЗАО в случае, если оно относится к лицам, указанным в п. 23 ст. 30 ФЗ О РЦБ, предоставляет предусмотренную п. 19 – 22 ст. 30 ФЗ О РЦБ информацию путем направления уведомления эмитенту и в Банк России. Требования к содержанию, форме, сроку и порядку направления такого уведомления устанавливаются Положением о требованиях к содержанию, форме, сроку и порядку направления уведомлений лиц, указанных в пунктах 19 - 22 статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", содержащих информацию, предусмотренную пунктами 19 - 22 статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", утвержденным Приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-44/пз-н.
Дополнительно, в соответствии с п. 24 ст. 30 ФЗ О РЦБ ЗАО (впрочем, как и любое другое лицо), приобретающее эмиссионные ценные бумаги открытого акционерного общества на основании предусмотренного главой XI.1 ФЗ Об АО добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения, касающегося приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, обязано в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России, раскрыть:
- информацию о направлении добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения в Банк России. Указанная информация раскрывается не позднее дня, следующего за днем направления соответствующего предложения в Банк России;
- содержание добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения. Соответствующее предложение раскрывается не позднее дня, следующего за днем истечения срока, предусмотренного для его рассмотрения Банком России, если в течение указанного срока Банком России не было вынесено предписание о приведении добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения в соответствие с требованиями ФЗ Об АО.
Требованиями п. 2.4 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" (далее – Приказ ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н) установлено, что ЗАО, не осуществлявшее публичного размещения ценных бумаг, обязано раскрывать правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг в сети Интернет на сайте ЗАО либо ином сайте или путем направления заверенных в надлежащем порядке копий правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг. Информация о внесении изменений или дополнений в правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, включая текст изменений и дополнений в правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, должна быть раскрыта в сети Интернет либо направлена лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг, не позднее чем за 30 дней до даты вступления их в силу. Акционерные общества обязаны обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.
Согласно п. 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н акционерное общество, самостоятельно осуществляющее ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязано ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы Банка России по месту своего нахождения.
Приказа ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н следует применять с учетом положений Письма ФСФР России от 11.02.2010 № 10-ВМ-02/2620 "О порядке применения Приказа ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг".
Порядок ведения реестра владельцев именных ценных бумаг определен Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 № 27.
В обществе с числом акционеров не более 50 держателем реестра акционеров общества может быть само общество, что следует из положений п. 3 ст. 44 ФЗ Об АО.
Но, с 01.10.2014 в силу действия положений п. 5 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" акционерные общества, которые на день вступления в силу настоящего федерального закона в соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" были держателями реестров акционеров этих обществ обязаны передать ведение реестра регистратору - лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию (лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра), в соответствии с п. 2 ст. 149 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Административная ответственность за несоблюдение требований п. 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н о предоставлении ежегодной отчетности ЗАО в территориальный орган Банка России предусмотрена ст. 19.7.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей. При этом, дела по таким правонарушениям рассматриваются с учетом требований ст. 4.5 КоАП РФ, а именно, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Дополнительно, обращаем внимание, что с 01.01.2013 для ЗАО согласно п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлена обязанность по внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридического лица (в сети Интернет), в том числе сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату.
Ранее обязанность акционерного общества, в том числе ЗАО, ежеквартально (в отчетный период) сообщать в регистрирующий орган о стоимости чистых активов (далее – СЧА) была установлена пп. "ф" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Письмом ФНС России от 21.05.2010 № МН-37-6/2212 "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества". В связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов" указанная обязанность акционерного общества, в том числе ЗАО, по уведомлению регистрирующего органа о СЧА с 01.01.2012 отменена.
Отдельного рассмотрения требует вопрос первичной регистрации (эмиссии) акций ЗАО при учреждении юридического лица.
В соответствии с требованиями п. 4.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 04.07.2013 N 13-55/пз-н, (далее - Стандарты эмиссии) документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее 30 дней после даты государственной регистрации акционерного общества.
Положениями п. 1 ст. 20 ФЗ О РЦБ установлено, что государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России (ранее - ФКЦБ России/ФСФР России) или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Таким образом, непредставление в Банк России документов на государственную регистрацию выпуска и регистрацию отчета об итогах выпуска акций в срок не позднее 30 дней после даты государственной регистрации акционерного общества влечет в соответствии со ст. 15.17 КоАП РФ административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
При этом, в соответствии с п. 1 ст. 27.6 ФЗ О РЦБ совершение сделок, влекущих за собой переход прав собственности на эмиссионные ценные бумаги (обращение эмиссионных ценных бумаг), допускается только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) или присвоения их выпуску (дополнительному выпуску) идентификационного номера. Переход прав собственности на эмиссионные ценные бумаги запрещается до их полной оплаты, а в случае, если процедура эмиссии ценных бумаг предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), - также до государственной регистрации указанного отчета.
В заключение, отметим, что, следуя из п. 10.4 Стандартов эмиссии, эмитент (правопреемник эмитента, деятельность которого прекращена в результате реорганизации) обязан уведомлять регистрирующий орган об изменении следующих сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и/или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента:
- уменьшение количества ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) в результате: погашения части или всех размещенных акций акционерного общества - эмитента в связи с уменьшением его уставного капитала, реорганизацией или конвертацией привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции или привилегированные акции иного типа;погашения, в том числе досрочного погашения, облигаций;
- изменение полного или сокращенного фирменного наименования, места нахождения эмитента ценных бумаг и/или лица, предоставившего (предоставляющего) обеспечение по облигациям эмитента, а в случае, если лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента, является физическое лицо, - изменение фамилии, имени, отчества указанного лица;
- возбуждение арбитражным судом в отношении эмитента ценных бумаг и (или) лица, предоставившего (предоставляющего) обеспечение по облигациям эмитента, дела о банкротстве и (или) введение одной из процедур банкротства;
- реорганизация или ликвидация юридического лица, предоставившего (предоставляющего) обеспечение по облигациям эмитента.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
ЮК "ДЕКАРТ" оказывает акционерным обществам (АО) следующие услуги:
- регистрация юридического лица в форме АО (публичного (ПАО) и непубличного);
- первичная регистрация (эмиссия) выпуска акций в Банке России и в его территориальных учреждениях;
- подготовка и представление ежегодного отчета акционерного общества в Банк России или его территориальные учреждения;
- консультации по вопросам регистрации первичного выпуска акций, передачи реестра акционеров регистратору (реестродержателю), переводу ЗАО в ООО, раскрытия эмитентом информации на рынке ценных бумаг, подготовки и представления соответствующих отчетов и уведомлений в Банк России;
- сопровождение проверок эмитента ценных бумаг, проводимых Банком России;
- ведение административного делопроизводства, представление интересов эмитента ценных бумаг в Банке России.
Ознакомиться с ценами на оказываемые услуги для акционерных обществ (АО) и эмитентов ценных бумаг можно в разделе "Услуги и цены".
Сотрудничаем с Юридической компанией «ДЕКАРТ» с 2018 года по настоящее время. За это время компания зарекомендовала себя как надежный партнер. Все услуги оказываются точно в срок и надлежащего качества.
С помощью ЮК «ДЕКАРТ» были зарегистрированы «под ключ» микрокредитная компания и кредитный потребительский кооператив под торговым знаком «ДОВСАЙТ».
Также неоднократно обращались в ЮК «ДЕКАРТ» за отдельными юридическими услугами по смене наименования ООО, регистрации обособленного подразделения.
Сейчас продолжаем сотрудничество с ЮК «ДЕКАРТ» по направлению сопровождения наших компаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Каждый раз получаемый результат в ЮК «ДЕКАРТ» оправдывает ожидания.