В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, (полный перечень таких организаций определяется ст. 5 ФЗ № 115) обязаны в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ) разработать Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПВК или Правила внутреннего контроля).
В данной статье вы найдете ответы на следующие вопросы. На что стоит обратить внимание при выборе исполнителя для разработки ПВК в целях ПОД/ФТ? Почему не нужно гнаться за низкой ценой? Почему качество услуги, действительно, имеет значение? И зачем нужны гарантии на оказанную юридическую услугу?
Как следует из п. 2 ст. 7 ФЗ № 115, Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утвержденных Правительством РФ, а для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (НФО): профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов и т.д. - Центральным банком РФ (Банком России) по согласованию с Росфинмониторингом, и утверждаются руководителем организации.
Таким образом, при разработке Правил внутреннего контроля кредитные организации учитывают требования Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", некредитные финансовые организации руководствуются Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", остальные организации, указанные в ст. 5 ФЗ № 115 ФЗ № 115, обязаны разработать ПВК в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а иные субъекты ФЗ № 115, определенные ст. 7.1 ФЗ № 115 (юристы, бухгалтеры, аудиторы, нотариусы), разрабатывают для себя ПВК согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами».
Это означает, что любая организация или индивидуальный предприниматель (ИП), попадающие под действие ФЗ № 115, обязаны иметь не только разработанные, но и актуальные, то есть соответствующием всем требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, Правила внутреннего контроля.
Несоблюдение указанного требования, в том числе непроведение своевременной актуализации ПВК, влечет привлечение организации и ее должнотсных лиц к административной ответственности согласно п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, а именно: "Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Правила внутреннего контроля - это внутренний документ, который запрашивается надзорными органами в сфере ПОД/ФТ (Банком России, Росфинмониторингом, Пробирной палатой РФ, Прокуратурой РФ, Роскомнадзором, ФНС России) в рамках проведения проверки (камеральной или выездной, или запроса о представлении отдельных сведений) деятельности организации на предмет соблюдения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в первую очередь. Таким образом, любая проверка в сфере ПОД/ФТ надзорного органа начинается именно с проверки наличия в организации актуальной редакции Правил внутреннего контроля.
ВАЖНО! По этой причине формальный подход при разработки ПВК не приемлем. Скаченный из Интернета или позаимственный у "дружественной" компании шаблонный вариант Правил внутреннего контроля не дает гарантий его актуальности и соответствия существующим в организации внутренним процедурам, бизнес-процессам и организационной структуре, что неминуемо приведет к признанию ПВК как несоответствующих требованиям законодательства РФ и, как следствие, к административному штрафу, предписанию надзорного органа о разработке или приведению в соответствие Правил внутренного контроля.
Именно поэтому, организациям, попадающим под действие ФЗ № 115, необходимо уделять особое внимание наличию разработанных и актуальных Правил внутреннего контроля.
В случае отсутствия в штате организации высококвалифированного юриста, разбирающегося в вопросах ПОД/ФТ, рекомендуется доверять разработку и обновление Правил внутреннего контроля юридической компании, которая специализируется именно в сфере ПОД/ФТ, имеет достаточный практический опыт, а также может гарантировать, что разработанные ПВК соответствуют последним требованиям законодательства РФ по ПОД/ФТ и смогут пройти проверку надзорного органа без штрафов.
ВАЖНО! Отдельно стоит отметить, что на рынке существуют множество предложений по разработке Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, зачастую, по очень низким ценам. Как правила, компании, которые предлагают такую услугу, имеют поверхностное представление о требованиях законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, о том, что из себя должны представлять Правила внутреннего контроля, на что следует обращать внимание при их разработке для успешного прохождения проверки надзорного органа. Такие компании привлекают клиентов низкой ценой, не давая никаких гарантий в отношении разработанных ПВК. Кроме этого, в связи с тем, что услуги в сфере ПОД/ФТ не являются профильным направлением таких компаний, их предложения ограничиваются только разработкой ПВК. При этом такие консалтинговые компании предлагают своим клиентам либо устаревшие ПВК, либо купленные у профессиональных юридических компаний, которые специализируются на вопросах в сфере ПОД/ФТ. Очевидно, что такой подход приводит к получению клиентами некачественной услуги, а также создает для клиентов риск наложения штрафа (до 100 тыс. руб.) со стороны надзорного органа в сфере ПОД/ФТ.
Все это приводит к тому, что организациям приходится переплачивать на повторной разработке ПВК и штрафах по причине несоответствия их Правил внутреннего контроля требованиям законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, а также специфики деятельности и организационной структуре. Как говорится, скупой платит дважды.
ВАЖНО! В вопросе разработки ПВК определяющим фактором должна быть НЕ цена, а качество разработанного документа.
Имея многолетний опыт в сфере ПОД/ФТ с 2007 года, Юридическая компания "ДЕКАРТ" (ЮК "ДЕКАРТ") предлагает субъектам ФЗ № 115 комплексную услугу (услугу "под ключ") по разработке полного пакета внутренних документов в сфере ПОД/ФТ, в том числе Правил внутреннего контроля, строго в соответствии с действующими требованиями законодательства РФ и учетом индивидуальной специфики деятельности заказчика.
В вопросе разработки ПВК ЮК "ДЕКАРТ" исходит из того, что для соблюдения всех требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, в том числе нормативных актов Банка России и Росфинмониторинга, и успешного прохождения проверки надзорного органа нельзя ограничиваться только разработкой ПВК. Кроме Правил внутреннего контроля в организации должны присутствовать и другие внутренние документы по ПОД/ФТ, а также организация на регулряной основе должна выполнять целый комплекс обязательных мероприятий в сфере ПОД/ФТ, например, составление отчета специального должностного лица (СДЛ), ответственного за соблюдение ПВК, регулярное направление через личный кабинет в Росфинмониторинг отчета о результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и многое другое.
Именно для этого, чтобы организация, осуществляющая операции с денежными средствами и имуществом, смогла полностью закрыть вопрос, связанный с осуществлением внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, ЮК "ДЕКАРТ" предлагает своим клиент комплексную услугу в сфере ПОД/ФТ, не ограничиваясь только разработкой ПВК. При этом стоимость такой услуги в ЮК "ДЕКАРТ" сопоставима со стоимостью разработки только ПВК в других компаниях. Для сравнения мы приводим перечень документов в сфере ПОД/ФТ, которые получают клиенты ЮК "ДЕКАРТ" в рамках оказываемой услуги.
В стоимость комплексной услуги по разработке полного пакета документов по ПОД/ФТ входит:
1. Разработка Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ со всеми приложениями (более 130 стр.).
2. Подготовка более 20 шаблонов документов, необходимых для организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:
- отчет специального должностного лица (СДЛ);
- анкета физического лица;
- анкета юридического лица;
- анкета ИП;
- внутренние сообщения работника о выявленной операции (три формы сообщения в зависимости от типа операции);
- журнал взаимодействия с клиентами;
- реестр клиентов с высокой степенью (уровнем) риска;
- журнал учета выявленных операций клиентов;
- журнал учета приостановленных операций клиентов;
- журнал учета отказов от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;
- журнал учета замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества клиента;
- журнал учета получения работниками информации, размещенной на сайте Росфинмониторинга (РФМ) в сети Интернет;
- журнал учета выданных денежных средств клиентам – физическим лицам;
- журнал учета прохождения работниками обучения в сфере ПОД/ФТ;
- журнал учета результатов проверок наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремисткой деятельности или терроризму (для некредитных финансовых организаций, поднадзорных Банку России - НФО);
- акт о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (для НФО);
- приказ об утверждении ПВК или новой редакции ПВК;
- приказ о назначении специального должностного лица (СДЛ), ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля;
- перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в в сфере ПОД/ФТ;
- порядок учета прохождения работниками обучения в сфере ПОД/ФТ;
- перечень документов и сведений, подлежащих предоставлению организации заинтересованными лицами для заключения договора;
- должностная инструкция СДЛ;
- положение об отделе финансового мониторинга (отдельного структурного подразделения, осуществляющего функции по обеспечению реализации в организации ПВК) (для НФО);
- должностная инструкция второго работника отдела финансового мониторинга (для НФО);
- перечень вопросов для проведения первичной проверки знаний работника в сфере ПОД/ФТ по итогам проведения вводного (первичного) инструктажа (20 вопросов) (для НФО);
- форма уведомления Банка России о назначении СДЛ (для НФО);
- таблица с указанием требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ и сроки их выполнения.
3. Аудит ведения личного кабинета на Интернет-сайте Росфинмониторинга (ЛК РФМ) с подготовкой Акта проверки и рекомендаций по снижению уровня риск-оценки.
4. Подборка более 15 нормативных правовых актов РФ (НПА) в действующей редакции в сфере ПОД/ФТ.
5. Подготовка подробных рекомендаций (пошаговой инструкции) на 17 стр., основанных на практическом опыте ЮК "ДЕКАРТ", по постановке внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ с "нуля", соблюдению требований ПВК и прохождению проверки надзорных органов в части ПОД/ФТ.
Данная услуга позволит клиенту оперативно изучить основы законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, самостоятельно организовать внутренний контроль в целях ПОД/ФТ в соответствии с требованиями законодательства о ПОД/ФТ, разобраться в вопросах выявления сделок, подлежащих обязательному контролю, подозрительных операциях и направления соответствующих сведений в Росфинмониторинг.
Стоимость разработки полного пакета документов в сфере ПОД/ФТ "под ключ", в том числе Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в ЮК "ДЕКАРТ" начинается от 8 000 руб., а обновление Правил внутреннего контроля в связи с изменением законодательства РФ - от 5 000 руб.
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (ПВК) разрабатываются ЮК "ДЕКАРТ" индивидуально, с учетом специфики и особенностей деятельности каждого клиента, строго в соответствии с действующим законодательством РФ и подразделяются на:
- Правила внутреннего контроля микрофинансовой организации (МФО).
- Правила внутреннего контроля микрокредитной компании (МКК).
- Правила внутреннего контроля кредитного потребительского кооператива (КПК).
- Правила внутреннего контроля оператора инвестиционной платформы.
- Правила внутреннего контроля оператора финансовой платформы.
- Правила внутреннего контроля ломбарда.
- Правила внутреннего контроя лизинговой компании.
- Правила внутреннего контроля агентства недвижимости (риэлтора) (организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества).
- Правила внутреннего контроля оператора по приему платежей.
- Правила внутреннего контроля ювелирной организации (организации, осуществляющей скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий).
- Правила внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг.
- Правила внутреннего контроля управляющие компании инвестиционных фондов (ПИФ), паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
- Правила внутреннего контроля негосударственного пенсионного фонда (НПФ) (имеющего лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию).
- Правила внутреннего контроля страховой компании (страховой организации или общества взаимного страхования).
- Правила внутреннего контроля страхового брокера.
- Правила внутреннего контроля организатора азартных игр.
- Правила внутреннего контроля оператора лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.
- Правила внутреннего контроля факторинговой компании (организации, заключающей договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента).
- Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя (ИП), являющегося страховым брокером.
- Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя (ИП), осуществляющего скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
- Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя (ИП), оказывающего посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риелторы).
- Правила внутреннего контроля лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
- Правила внутреннего контроля нотариуса.
- Правила внутреннего контроля адвоката.
- Правила внутреннего контроля аудитора (аудиторской организации).
Разработанные в ЮК "ДЕКАРТ" Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ регулярно проходят проверки Банка России, Росфинмониторинга, Пробирной палаты России, Прокуратуры РФ, Роскомнадзора и ФНС России без штрафов.
Дополнительные сведения об услугах в сфере ПОД/ФТ представлены в соответствующем разделе Интернет-сайта ЮК "ДЕКАРТ".
Сотрудничаем с Юридической компанией «ДЕКАРТ» с 2018 года по настоящее время. За это время компания зарекомендовала себя как надежный партнер. Все услуги оказываются точно в срок и надлежащего качества.
С помощью ЮК «ДЕКАРТ» были зарегистрированы «под ключ» микрокредитная компания и кредитный потребительский кооператив под торговым знаком «ДОВСАЙТ».
Также неоднократно обращались в ЮК «ДЕКАРТ» за отдельными юридическими услугами по смене наименования ООО, регистрации обособленного подразделения.
Сейчас продолжаем сотрудничество с ЮК «ДЕКАРТ» по направлению сопровождения наших компаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Каждый раз получаемый результат в ЮК «ДЕКАРТ» оправдывает ожидания.