Новости

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ РЫНКА, СВЯЗАННЫХ С ОБОРОТОМ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И КАМНЕЙ В ПРОБИРНОЙ ПАЛАТЕ РОССИИ

ВАЖНО! Настоящая статья актуальна на дату ее опубликования на Интернет-сайте ЮК "ДЕКАРТ".


С 13.08.2019 поправками в Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - ФЗ № 41) введена обязанность по получению лицензии для отдельных участников рынка, связанного с оборотом драгоценных металлов и камней. Таким образом, теперь кроме постановки на специальный учет в Пробирной палате РФ отдельным участникам рынка необходимо получить лицензию на осуществление определенного видова деятельности, связанного с оборотом драгоценных металлов и каменей, а также лома и ювелирных изделий из них.


Изменения в ФЗ № 41 внесены Федеральным законом от 02.08.2019 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ № 282), в соответствии с которым для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) вводится лицензирование следующих видов деятельности:


  • деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП) лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);
  • деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.


Стоит отметить, что до 13.08.2019 получение лицензии требовалось только для геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, а также совершения банковских операций с драгоценными металлами. 


В соответствии с ФЗ № 282 юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), уже осуществлявшие на день вступления в силу ФЗ № 282, а именно на 13.08.2019деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и (или) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, обязаны получить лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности либо прекратить ее осуществление не позднее 18 (восемнадцати месяцев) со дня вступления в силу ФЗ № 282, то есть до 13.02.2021.


При этом обязанность по постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ сохраняется. Лицензирование отдельных видов деятельности на рынке драгоценных металлов и камней, указанных в ФЗ №282, также осуществляет Пробирная палата РФ в соответствии с:


  • Постановление Правительства РФ от 12.09.2020 № 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю)", "Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий") (далее - Постановление Правительства РФ № 1418).
  • Приказ Федеральной пробирной палаты от 19.07.2021 № 141н "Об утверждении административных регламентов по предоставлению территориальными органами Федеральной пробирной палаты государственных услуг по лицензированию деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий".
  • Приказ Федеральной пробирной палаты от 11.02.2022 № 20н "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной пробирной палатой в процессе лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий".


В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1418 для получения лицензии на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов необходимо выполнять следующие лицензионные требования:


  • наличие необходимых для осуществления деятельности и принадлежащих на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений) в каждом из мест ее осуществления;
  • наличие необходимого для осуществления деятельности и принадлежащего на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования; 
  • наличие не менее одного работника, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов" или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности или имеющего стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее 1 (одног) года (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель (ИП);
  • наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов согласно правилам, утвержденным Правительством РФ в соответствии с пп. 4 ст. 11 ФЗ № 41.


Для получения лицензии на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий Постановлением Правительства РФ № 1418 установлены следующие лицензионные требования:


  • наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений);
  • наличие не менее одного работника, имеющего высшее образование по направлению подготовки "Товароведение", или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров", или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности или имеющего стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее 1 (одного) года (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель (ИП);
  • наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов согласно правилам, утвержденным Правительством РФ в соответствии с пп. 4 ст. 11 ФЗ № 41;
  • наличие необходимого для осуществления деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий и принадлежащего на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования.


Указанные лицензионные требования должны также выполняться и в обособленных подразделениях соискателя лицензии (филиалы, представительства, иные обособленные подразделения).


Заявление о предоставлении лицензии вместе с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований, направляется в территориальный орган Пробирной палаты РФ по месту нахождения соискателя лицензии через единый портал государственных и муниципальных услуг "Госуслуги" с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).


Срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии 15 рабочих дней со дня его получения территориальным органом Пробирной палаты.


С 14.03.2022 по 31.12.2022 государственная пошлина за предоставление лицензии по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, а также за внесение изменений в реестр лицензий Пробирной палатой не взимается.


Обращаем внимание, что осуществление деятельности на рынке, связанном с оборотом драгоценных металлов и камней, без постановки на специальный учет и без соответствующей лицензии Пробирной палаты влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.1 КоАП, в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 4 тыс. до 5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 


Всем участникам рынка, связанного с оборотом драгоценных металлов и камней, Юридическая компания "ДЕКАРТ" предлагает следующие услуги:


  1. Содействие в постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ через Интернет-портал ГИИС ДМДК - 4,9 тыс. руб.
  2. Подготовка пакета документов с целью получения лицензии на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий - 15 тыс. руб.
  3. Подготовка пакета документов с целью получения лицензии на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов - 15 тыс. руб.
  4. Полный спектр услуг в сфере ПОД/ФТ по ФЗ № 115 (обязательное обучение в учебном центре, регистрация личного кабинета Росфинмониторинга, разработка Правил внутреннего контроля (ПВК), подготовка отчетности формате ФЭС в Росфинмониторинг, комплексное сопровождение в сфере ПОД/ФТ).