Новости

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ РЫНКА, СВЯЗАННОГО С ОБОРОТОМ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И КАМНЕЙ

ВАЖНО! Настоящая статья актуальна на дату ее опубликования на Интернет-сайте ЮК "ДЕКАРТ".


С 13.08.2019 поправками в Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - ФЗ № 41) вводится обязанность по получению лицензии для отдельных участников рынка, связанного с оборотом драгоценных металлов и камней. Таким образом, кроме постановки на специальный учет в ФКУ "Пробирная палата России" (далее - Пробирная палата РФ) отдельным участникам рынка придется получать лицензию на осуществление определенных видов деятельности, связанных с оборотом драгоценных металлов и каменей, а также лома и ювелирных изделий из них.


Изменения в ФЗ № 41 внесены Федеральным законом от 02.08.2019 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ № 282), в соответствии с которым вводится лицензирование следующих видов деятельности:


  • деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП) лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);
  • деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.


Стоит отметить, что до 13.08.2019 получение лицензии требовалось только для геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, а также совершения банковских операций с драгоценными металлами. 


В соответствии с ФЗ № 282 юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществлявшие на день вступления в силу ФЗ № 282 деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и (или) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, обязаны получить лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности либо прекратить ее осуществление не позднее 18 (восемнадцати месяцев) со дня вступления в силу ФЗ № 282, то есть начиная с 13.08.2019 + 18 месяцев.


При этом обязанность по постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ сохраняется. Предполагаем, что лицензирование отдельных видов деятельности на рынке драгоценных металлов и камней, указанных в ФЗ № 282, также будет осуществлять Пробирная палата РФ.


ВАЖНО! Порядок получения лицензий на осуществление указанных видов деятельности законодателем до сих пор не установлен, нет и официальных разъяснений по этому поводу от Пробирной палаты РФ или Минфина РФ, что в очередной раз создает правовой вакуум в российском законодательстве, особенно, для новых участников рынка.


В виду сложившейся ситуации также вызывают вопросы применение или неприменение ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 4 тыс. до 5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.


Таким образом, мы видим, что законодатель своими действиями и, в отдельных случаях, бездействием в вопросе разработке и принятия нормативных правовых актов подвергает участников рынка правовым рискам.