Полезные статьи

КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ (КПК): ОГРАНИЧЕНИЯ, ФИНАНСОВЫЕ НОРМАТИВЫ, ОТЧЕТНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЧАСТЬ № 2

В первой части статьи, посвященной деятельности кредитных потребительских кооперативов (КПК), мы подробно рассмотрели общие вопросы создания и работы КПК (надзор и регулирование, учет и налогообложение, основные требования и этапы открытия КПК, перечень обязательных договоров и внутренних документов). Во второй части мы остановимся на вопросах, связанных с действующими ограничениями и финансовыми нормативами, отчетностью и ответственностью КПК.


ОГРАНИЧЕНИЯ И ФИНАНСОВЫЕ НОРМАТИВЫ


В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – ФЗ № 190КПК не вправе:


  1. предоставлять займы лицам, не являющимся членами КПК (пайщиками);
  2. выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;
  3. участвовать своим имуществом в формировании имущества иных юридических лиц, за исключением юридических лиц, возможность участия в которых предусмотрена для КПК ФЗ № 190;
  4. выпускать эмиссионные ценные бумаги;
  5. осуществлять операции с ценными бумагами (кроме государственных и муниципальных ценных бумаг, закладных), за исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 190;
  6. привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами КПК, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 190;
  7. осуществлять торговую и производственную деятельность;
  8. вступать в члены других КПК.


Сделки КПК, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности КПК имущества, а также сделки, влекущие за собой уменьшение балансовой стоимости имущества КПК на 10 процентов и более балансовой стоимости активов КПК, определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности КПК за последний отчетный период, могут быть совершены при наличии решений Правления КПК об одобрении сделок. Сделка КПК, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску КПК или по иску членов КПК (пайщиков), которые составляют не менее одной трети (1/3) общего количества членов КПК (пайщиков). Это означает, что выдача займа на сумму, составляющую 10 (десять) и более процентов от балансовой стоимости активов КПК, требует одобрения Правления КПК.


КПК обязан соблюдать следующие финансовые нормативы (рассчитываются на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности) (п. 4 ст. 6 ФЗ № 190):


  1. соотношение величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК денежных средств от членов КПК (пайщиков) (ФН1);
  2. соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена КПК (пайщика) и (или) нескольких членов КПК (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК денежных средств от членов КПК (пайщиков) (ФН2);
  3. соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному члену КПК (пайщику) и (или) нескольким членам КПК (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов КПК (ФН3);
  4. соотношение величины паевого фонда КПК и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК денежных средств от членов КПК (пайщиков) (ФН4);
  5. соотношение задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК займов и кредитов от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК денежных средств от членов КПК (пайщиков) (ФН5);
  6. соотношение задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов КПК второго уровня, и части пассивов КПК, включающей в себя паевой фонд КПК и привлеченные денежные средства КПК (ФН6);
  7. соотношение части активов КПК, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов КПК, и общего размера денежных средств, привлеченных КПК (ФН7);
  8. соотношение суммы денежных требований КПК, срок платежа по которым наступает в течение 12 (двенадцати) месяцев, и суммы денежных обязательств КПК, срок погашения по которым наступает в течение 12 (двенадцати) месяцев (ФН8).


Конкретные значения указанных финансовых нормативов для КПК и порядок их расчета установлены Указанием Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов».


В соответствии с ФЗ № 190 КПК вправе:


  1. привлекать средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, кредитных организаций и иных юридических лиц в случае, если учредительными документами указанных юридических лиц предусмотрено финансирование КПК;
  2. в целях снижения рисков, обеспечения финансовой устойчивости КПК и защиты интересов своих членов (пайщиков) страховать свои имущественные интересы в страховых организациях и (или) обществах взаимного страхования;
  3. страховать риск утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества КПК, а также риск ответственности КПК за нарушение договоров, на основании которых привлекаются денежные средства членов КПК (пайщиков).


Заинтересованные лица. Конфликт интересов. Лица, избранные или назначенные в состав органов КПК, признаются лицами, заинтересованными в совершении КПК сделок с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются учредителями, участниками, членами, кредиторами этих организаций, либо состоят с гражданами в близких родственных отношениях, являясь их супругами, родителями, детьми, полнородными и неполнородными братьями или сестрами, усыновителями или усыновленными, либо являются кредиторами этих граждан. Заинтересованность в совершении КПК сделок влечет конфликт интересов заинтересованных лиц и КПК. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой намеревается быть КПК:


  1. оно обязано сообщить о своей заинтересованности Правлению КПК;
  2. сделка должна быть одобрена Правлением КПК до ее совершения.


Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением установленных требований, может быть признана судом недействительной по иску КПК и (или) по иску не менее 1/3 (одной трети) членов общего количества членов КПК (пайщиков). Заинтересованное лицо несет перед КПК ответственность в размере убытков, причиненных им КПК в связи с нарушением требований, установленных настоящей статьей. Если убытки причинены КПК несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед КПК является солидарной.


Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество КПК в части, соответствующей сумме основных обязательств КПК по договорам передачи личных сбережений, не допускается, за исключением обращения взыскания на основании исполнительных документов о взыскании денежных средств по договорам передачи личных сбережений.


Предоставление потребительских займов. На момент заключения договора потребительского займа полная стоимость потребительского кредита (займа) (далее – ПСК) не может превышать наименьшую из следующих величин: 365% годовых или рассчитанное Банком России среднерыночное значение ПСК соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть (1/3) (п. 11 ст. 6 ФЗ № 353). Банк России в установленном им порядке ежеквартально рассчитывает и публикует у себя на Интернет-сайте среднерыночное значение ПСК по категориям потребительских кредитов (займов), определяемым Банком России, не позднее чем за 45 (сорок пять) календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение ПСК подлежит применению. Таким образом, в 1 кв. 2020 г. в зависимости от вида займа максимально допустимая ставка по потребительскому займу составляет 256,905 % годовых.


ВАЖНО! В отношении процентных ставок, по которым КПК привлекает денежных средства от своих членов, действуют ограничения, устанавливаемые СРО КПК в соответствии с ее внутренними документами. В настоящее время процентная ставка КПК на привлечение денежных средств от членов КПК не может быть больше, чем 1,8 от ключевой ставки Банка России. Таким образом, на 14.01.2020 данная величина составляет 6,25%*1,8 = 11,25%.


В соответствии с Указанием Банка России от 14.07.2014 № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» (далее – Указание ЦБ № 3322) КПК обязан формировать резервы на возможные потери по займам ежеквартально по состоянию на последнее число квартала в отношении неисполненных (полностью либо частично) заемщиками КПК обязательств по займам, а также в отношении обязательств по реструктурированным займам, установленных по результатам инвентаризации задолженности по займам по состоянию на последнее число квартала, которая осуществляется КПК посредством проверки числящейся на балансе по состоянию на последнее число квартала задолженности по выданным займам с целью выявления и определения продолжительности просроченных платежей по займам.


Резервы на возможные потери по займам формируются:


  1. по сумме основного долга по займам, в которую не включаются платежи в пользу КПК, вытекающие из договора займа, за исключением основного долга;
  2. по сумме требований по начисленным процентным доходам по займам, в которые включаются проценты за пользование займом, а также любые заранее установленные договором займа доходы по займу.


Реструктурированными займами признаются займы, по которым КПК заключил с заемщиком дополнительное соглашение, изменяющее существенные условия первоначального договора займа, на основании которого заемщик получает право исполнять обязательства по займу в более благоприятном режиме (например, изменение срока погашения займа, размера процентной ставки, порядка ее расчета).


Значения резервов устанавливаются в процентах от суммы основного долга (от 1,5% до 100%) в зависимости от группы и подгруппы займа, а также от продолжительности просроченных платежей по займам согласно приложению к Указанию ЦБ № 3322.


Сформированные резервы на возможные потери по займам используются КПК при списании с баланса задолженности по займам, в отношении которых КПК были предприняты необходимые юридические и фактические действия по ее взысканию, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев либо договора займа, и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по займу, при наличии актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании задолженности по займу за счет сформированных под нее резервов, либо документов, доказывающих невозможность взыскания задолженности по займу (далее - безнадежная задолженность). Списание с баланса КПК безнадежной задолженности по займу является обоснованным при неисполнении заемщиком обязательств по договору займа в течение не менее 1 (одного) года до даты принятия решения о списании безнадежной задолженности по займу.


Резервный фонд - фонд, формируемый из части доходов КПК, в том числе из взносов членов КПК (пайщиков), используемый для покрытия убытков и непредвиденных расходов КПК. Указание Банка России от 24.09.2015 № 3805-У "О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов" устанавливает порядок размещения средств резервных фондов КПК.


Активы, в которых размещаются средства резервных фондов КПК, не могут являться предметом залога, предметом договора займа ценных бумаг, предметом договора РЕПО, а также выступать в качестве обеспечения по иным сделкам.


Средства резервных фондов КПК могут быть размещены в следующие виды активов:


  1. В государственные ценные бумаги РФ (например, облигации федерального займа - ОФЗ).
  2. В депозиты и на банковских счетах в российских кредитных организациях в случае наличия у кредитных организаций генеральной лицензии Банка России на осуществление банковских операций и присвоенного кредитного рейтинга не ниже нижней границы уровня, установленного Советом директоров Банка России. Доля средств резервного фонда КПК, размещаемых согласно настоящему абзацу, устанавливается Советом директоров Банка России в зависимости от уровня кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации.
  3. В качестве займов КПК второго уровня в случае наличия у КПК второго уровня присвоенного кредитного рейтинга не ниже нижней границы уровня, установленного Советом директоров Банка России. Доля средств резервного фонда КПК, размещаемых согласно настоящему абзацу, устанавливается Советом директоров Банка России в зависимости от уровня кредитного рейтинга, присвоенного КПК второго уровня.


ОТЧЕТНОСТЬ


Форма отчета

Периодичность сдачи

Примечание*

1

Отчет о деятельности КПК (0420820)

Ежеквартально, за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год не позднее 15 рабочих дней после окончания отчетного периода.


Отчет КПК, содержащий значения показателей раздела X, представляется в срок не позднее 30 календарных дней до проведения общего собрания членов КПК, в повестку дня которого включен вопрос выбора аудиторской организации (аудитора), которая будет проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности КПК (в случае, если аудит в КПК обязателен по ФЗ № 190).

 

Отчет КПК, содержащий значения показателей раздела XI, должен быть представлен в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения КПК договора (дополнительного соглашения) на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также со дня получения аудиторского заключения (с приложением его копии) (в случае, если аудит в КПК обязателен по ФЗ № 190).


ВАЖНО! Для большинства КПК ежегодный аудит бух. (фин.) отчетности не является обязательным.

Представляется в СРО.

Если КПК не состоит в СРО, то в Банк России, за исключением КПК, указанных в ч. 3 ст. 28 ФЗ № 190.

2

Отчет о персональном составе органов КПК

(0420821)

Представляется после окончания календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 рабочих дней после окончания календарного года или после даты изменения сведений.

Представляется в СРО.

Если КПК не состоит в СРО, то в Банк России, за исключением КПК, указанных в ч. 3 ст. 28 ФЗ № 190.

3

Отчет об операциях с денежными средствами (0420001)

Ежемесячно, составляется по данным за календарный месяц и представляется не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

Представляется в Банк России через личный кабинет.

4

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность КПК

Ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

Представляется в СРО.

Если КПК не состоит в СРО, то в Банк России, за исключением КПК, указанных в ч. 3 ст. 28 ФЗ № 190.

5

Уведомление об изменении адреса (места нахождения) и/или учредительных документов (п. 5 ст. 5 ФЗ № 190)

В течение 10 рабочих дней со дня соответствующих изменений и/или государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.

 

Представляется в СРО.

Если КПК не состоит в СРО, то в Банк России.

6

Ежеквартальный отчет в виде ФЭС в Росфинмониторинг (пп. 7 п. 1 ст. 7 ФЗ-№ 115)

Ежеквартально, не позднее 3 рабочих дней с даты проведения проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Представляется в Росфинмониторинг через личный кабинет.

7

Уведомление о назначении специального должностного лица (СДЛ) в сфере ПОД/ФТ

(п. 2.6 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П)

В течение 3 рабочих дней со дня назначения (освобождения) СДЛ.

Представляется в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России.

8

Отчет об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР

(Постановление Правительства РФ от 16.06.2018 № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)»)

Ежегоднодо 31 мая года, следующего за отчетным. Если не было клиентов - налоговых резидентов иностранных государств, сдается нулевой отчет.

Направляется в ФНС России.


ВАЖНО! Для КПК, состоящих в СРО, устанавливаются самой СРО более ранние сроки представления указанной отчетности (требуется уточнение в СРО КПК).


* Отчетность представляется в электронном виде, если не указано иное. Для отправки отчетности необходимо предварительно ее подписать электронной подписью (ЭП) руководителя КПК. ЭП оформляется в удостоверяющем центре. ЭП можно заказать через ЮК «ДЕКАРТ» по тарифам удостоверяющего центра. Стоимость 5 110 руб. (ЭП + бессрочная лицензия КриптоПро CSP + рутокен (защищенный носитель для хранения ЭП) + настройка компьютера для представления отчетности в Банк России и Росфинмониторинг).


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ


Статья 15.38 КоАП РФ. Нарушение законодательства РФ о кредитной кооперации и законодательства о сельскохозяйственной кооперации


  1. Нарушение кредитным кооперативом финансовых нормативов, предусмотренных законодательством РФ о кредитной кооперации, или нормативов финансовой деятельности, предусмотренных законодательством о сельскохозяйственной кооперации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.
  2. Нарушение кредитным кооперативом порядка размещения средств резервного фонда кредитного кооператива, установленного в соответствии с законодательством РФ о кредитной кооперации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.
  3. Нарушение прав члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренных законодательством РФ о кредитной кооперации, и прав члена сельскохозяйственного кооператива, предусмотренных законодательством о сельскохозяйственной кооперации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.
  4. Нарушение требований законодательства РФ о кредитной кооперации и требований законодательства о сельскохозяйственной кооперации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13.25 КоАП РФ и ч. 1 - 3 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 15 до 30 тысяч рублей.
  5. Осуществление действий кредитным кооперативом, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством РФ о потребительском кредите (займе), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.
  6. Непредставление или несвоевременное представление кредитными кооперативами информации, содержащейся в кредитной истории, в бюро кредитных историй - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.


Статья 15.27 КоАП РФ. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).


Статья 19.7.3 КоАП РФ. Непредставление информации в Банк России.


Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством РФ о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства РФ о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 1 года; на юридических лиц - от 500 до 700 тысяч рублей.


Статья 19.5 КоАП РФ (часть 9). Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль


Невыполнение в установленный срок законного предписанияБанка России - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 500 до 700 тысяч рублей.


Статья 13.25 КоАП РФ (часть 4). Нарушение требований законодательства о хранении документов


Неисполнение кредитным кооперативом обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ о кредитной кооперации и законодательством о сельскохозяйственной кооперации, а также нарушение установленных порядка и (или) сроков хранения таких документов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.


Статья 14.62. Деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества


  1. Организация либо осуществление лицом деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
  2. Публичное распространение информации, содержащей сведения о привлекательности участия в деятельности, указанной в ч. 1 настоящей статьи, и (или) предоставления средств или иного имущества в рамках данной деятельности и (или) призыв к участию в такой деятельности, в том числе совершенное с использованием средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.


Статья 14.56 КоАП РФ. Незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов


Осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП), не имеющими права на ее осуществление, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.


Статья 14.57 КоАП РФ (часть 1). Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности


  1. Совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство РФ о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц - от 20 тысяч до 200 тысяч рублей.


Информация об услугах ЮК "ДЕКАРТ" для КПК по регистрации и сопровождению текущей деятельности кредитного кооператива представлена в соответствующем разделе нашего Интернет-сайта.