Полезные статьи

УЧАСТНИКИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В ЦИФРАХ В 2018 ГОДУ (ОБЗОР РЫНКА НА 02.02.2018), ЧАСТЬ № 2

Традиционно представляем вашему вниманию ежегодный аналитический обзор (статистику) участников финансового рынка России в 2018 году, по состоянию на 02.02.2018. Только "сухие" цифры, ничего лишнего. Часть № 2: основные тенденции развития и регулирования российского финансвого рынка.


В первой части статьи мы провели количественный анализ всех участников финансового рынка России, результатом чего стала сводная таблица с указанием общего количества участников в каждом его сегменте и разделение их по месту нахождения.


Анализируя представленные данные и сравнивая их с данными предыдущих обзоров финансового рынка РФ от 17.01.201430.01.2015, 05.02.2016 и 17.02.2017, подготовленных ЮК "ДЕКАРТ", можно сделать следующие выводы об основных тенденциях развития и регулирования российского финансвого рынка:


1. Начиная с мирового финансового кризиса 2007 - 2008 гг., последствия которого коснулись и Россию, происходит консолидация участников финансового рынка практически в каждом его сегменте: банки, инвестиционные компании, управляющие компании ПИФ, страховые компании, НПФ, МФО, КПК и т.д. Во многом это происходит по следующим причинам:


  1. ужесточение надзора за участниками рынка и регулирования самого рынка со стороны надзорных органов, в первую очередь, Банка России, и, как следствие, увеличение операционных расходов для выполнения всех установленных законодательством РФ требований. Данная мера направлена на повышение уровня надежности участников финансового рынка, защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также своевременное выявление недобросовестных участников и их вывод с финанового рынка;
  2. высокая конкуренция между участниками рынка, что увеличивает расходы на каждого привлеченного клиента и, как следствие, снижает маржинальность бизнеса;
  3. оптимизация расходов, связанных с содержанием как отдельных участников рынка, входящих в крупные финансово-промышленные холдинги, так и государственного аппарата, обеспечивающего надзор и регулирование финансового рынка;
  4. действующий до сих пор экономический кризис и наложение международных санкций на Россиию привели к снижению ВВП, следствием чего стало снижение покупательской способности (спроса) и уровня жизни населения страны в целом. Результатом данного процесса является сжатие рынка, иными словами, сокращение объема рынка и отсутствие перспектив для его дальнейшего роста.  


Под действием указанных факторов снижается рентабельность бизнеса всех участников финансового рынка, что вынуждает многих из них объединяться друг с другом через слияния и поглощения или уходить с рынка самостоятельно или под давлением Банка России в результате проводимых им надзорных мероприятий. 


2. Количественные изменения участников финансового рынка за 2014-2018 гг. представлены в таблице ниже.


Категория участников

финансового рынка


2014 г.(17.01.2014)


2015 г.

(30.01.2015)

2016 г.

(05.02.2016)

2017 г.

(17.02.2017)

2018 г.

(02.02.2018)

Брокеры 885 803 616 436 380
Дилеры 888 811 633 469 420
Форекс-дилеры -
1
1 6 8
Управляющие (ДУ) 783 708 520 328 272
Депозитарии 616 573 492 389 347
Регистраторы 37 39 39 35 35
Управляющие компании ПИФ 402 395 371 330 303
НПФ 120 120 101 71 66
МФО 3 865 3 992 3 675 2 497 2 216
КПК 3 288 3 226 3 462 2 183 1 844
СКПК 1 617 1 661 1 714 1 182 927
Ломбарды - - - - 4 787
ЖНК 69 66 62 56 45
БКИ 25 26 21 16 17
Коллекторские агентства  - - - - 177
Специализированные депозитарии
44 38 39 39 31

Субъекты страхового

дела 

(страховые организации и страховые брокеры)

н/д 566 478 358 308

Кредитные организации (КО)

838 820 706 598 561

Зарегистрированные инвесторы на фондовом рынке (юр. и физ. лица) 

874 443 983 968 1 046 049 1 160 914 1 373 463

Активные инвесторы на фондовом рынке

(юр. и физ. лица) 

60 850 74 867 83 268 108 397 117 321

Активные инвесторы на срочном рынке

(юр. и физ. лица) 

-
27 243 40 278 41 043 38 860

Кредитные рейтинговые агентства (КРА) и их филиалы

9 9 9 2 5


3. Ужесточение надзора за участниками финансового рынка и проведение мероприятий по "зачистке" рынка со стороны Банка России также подтверждает статистика по количеству аннулированных Банком России аттестатов специалиста финансового рынка всех серий (с 1.0 по 7.0) у физических лиц за неоднократное или грубое нарушение законодательства РФ в сфере финансовых рынков: в 2017 году - 235 аттестатов; в 2016 году - 630 аттестатов; в 2015 году - 150 аттестатов; в 2014 году - 76 аттестатов.


4. Разработан и уже принят Федеральный закон от 20.12.2017 № 397-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", который создает в России новый сегмент финансового рынка - инвестиционное консультирование в лице инвестиционных советников. Данный федеральный закон содержит основные требования к инвестиционным советникам и порядку оказания ими услуг. Вступает в силу федеральный закон об инвестиционных советниках 21.12.2018.


5. В конце 2015 года новым игроком финансвого рынка России стал форекс-дилер. Первую лицензию форекс-дилера Банк России выдал ООО "ФИНАМ ФОРЕКС" (Москва, дочерняя компания крупного российского брокера АО "Финам"). Выдача первой лицензии форекс-брокера обусловлена вступлением в силу в 2015 году целого пакета нормативных правовых актов, включая изменений в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», регламентирующих деятельность форекс-дилеров. К 02.02.2018 Банком России выдано уже 8 лицензий форекс-дилера, в последнем году были выданы лицензии форекс-дилера ООО "ПСБ-Форекс" (Москва, дочерняя компания ПАО «Промсвязьбанк») и ООО "Фикс Трейд" (Калининградская обл., дочерняя компания форекс-дилера "ИнстаФорекс"). Фактически участники рынка смогли осуществлять деятельность форекс-дилера только с появлением саморегулируемой организации форекс-дилеров и вступлением в ее члены. Такой СРО стала Ассоциация форекс-дилеров ("АФД") с 12.10.2016.


6. Из года в год наблюдается положительная динамика увеличения количества как зарегистрированных, так и активных инвесторов на фондовом рынке основной торговой площадки России - ПАО Московская Биржа, что подтверждает интерес инвесторов к инвестициям в инструменты фондового рынка. Это вызвано, в первую очередь, действием двух факторов:


  1. в 2015 году начали действовать законодательные нормы в отношении льготного налогообложения индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), которые вправе открывать только брокеры и управляющие своим клиентам - физическим лицам, что является одним из ключевых драйверов роста числа частных инвесторов на фондовом рынке. Основные условия инвестирования с использованием ИИС: максимальная сумма - 1 млн. руб.; минимальный срок - 3 года; два способа получения налогового вычета; ИИС открывают физическому лицу только брокер или управляющий; может быть открыт только один ИИС; инвестировать средства с ИИС можно только в финансовые инструменты, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (как правило, инвесторы выбирают консервативные стратегии (покупка высоконадежных облигаций), обращающихся на Московской Бирже (MOEX);
  2. также способствует притоку инвестиций на фондовый рынок снижение Банком России ключевой ставки до 7,75%, что приводит к одновременному снижению коммерческими банками процентных ставок по депозитам. Таким образом, интерес населения постепенно переключается от банковского депозита к альтернативным инструментам инвестирования с повышенной доходностью.


7. Третий год подряд уменьшается количество МФО. Это вызвано ужесточением со стороны Банка России регулятивных и надзорных мер в отношении МФО в связи с участившимися случаями грубого нарушения прав и законных интересов заемщиков - физических лиц при возврате просроченной задолженности. С 29.03.2016 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", в соответствии с которыми все микрофинансовые орагнизации разделены на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании МКК). В 2016 году также начала действовать норма об обязательном членстве в одной из саморегулируемых организаций микрофинансовых орагнизаций (СРО МФО). Кроме этого, с 2017 года запрещено использовать в наименовании словосочетание "микрофинансовая организация". Вместо этого все микрофинансовые организации обязаны указывать в своем наименовании "микрокредитная компания" или "микрофинансовая компания". На 02.02.2018 в государственный реестр микрофинансовых орагнизаций (МФО) внесены сведения о 2 216 организациях, из которых 63 являются микрофинансовыми компаниями (МФК), остальные относятся к микрокредитным компаниям (МКК). С учетом последних изменений законодательства РФ МФК стала представлять из себя "минибанк" с возможностью как привлечения денежных средств в виде займов, так и предоставленеим микрозаймов. Более того, с 2017 года законодательно предусмотрена возможность получения МФК статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации (НКО). В тоже время, ужесточились требования к деятельности МФК, к ее органам управления, составу предоставляемой в Банк России отчетности.


8. Также в обзор участников финансового рынка в 2018 году попали ломбрды. Банк России в 2018 году, наконец-то, начал вести государственный реестр ломбардов и размещать его у себя на Интернет-сайте. Такой реестр ведется Банком России на основании сведений, полученных от регистрирующего органа - Федеральной налоговой службы (ФНС). На сегодняший день рынок ломбардов самый многочисленный и включает в себя 4 787 ломбардов. 


9. К сожалению, происходящие на рынке микрофинансирования и кредитования процессы (сокращение числа МФО, КПК, СКПК, ломбардов, банков) приводят к дальнейшему сокращению количества его участников и созданию "серого" рынка (увеличения количества хозяйствующих субъектов, неподнадзорных Банку России - альтернативных площадок по выдаче и привлечению займов, например, комиссионных магазинов, юридических лиц, выдающих займы физическим лицам на постоянной основе в рамках гражданского законодательства (фактически такая деятельнось в настоящее время время находится вне закона), и on-line краудфандинговых платформ кредитования физическими и юридическими лицами друг друга (находятся вне рамках регулирования Банка России). В этом случае остаются незащищенными права и законные интересы физических лиц, выступающих как заемщиками, так и инвесторами.


10. В нашем обзоре участников финансового рынка в 2018 году появился новый сегмент - коллекторские агентства, так как их деятельность уже неразрывно связана с деятельностью участников рынка микрофинансирования и кредитования. Регулирование деятельности коллекторских агентств на законодательном уровне началось с вступления 03.07.2016 в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Осуществление коллекторской деятельности допустимо только после внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Ведение такого реестра и лицензирование коллектроской деятельности осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП) с начала 2017 года. По состоянию на 02.02.2018 зарегистрировано уже 177 коллекторских агентств.


11. В связи с вступлением в силу требования об обязательном членстве участников финансового рынка в саморегулируемой организации (СРО) соответствующего типа, а также нормы об ограничении таких СРО в количестве не более 3 (трех) на рынке СРО в 2017 - 2018 гг. начали происходить объединения СРО путем присоединения более мелких СРО к крупным. Так, например, в процессе присоединения находятся Ассоциация управляющих компаний "Национальная лига управляющих" - НЛУ (Москва) к Национальной ассоциации участников фондового рынка - НАУФОР (Москва), также ведутся переговоры об объединении Союза СРО "Национальное объединение кредитных кооперативов" - НОКК (г. Камышин, Волгоградская обл.) и Национального Союза "СРО КПК "Союзмикрофинанс" (Санкт-Петербург).

 

12. В конце 2017 года произошло еще одно новое явление для финансового рынка - Банк России впервые лишил одну из старейших СРО - Межрегиональный союз кредитных кооперативов "ОПОРА КООПЕРАЦИИ" (г. Казань) статуса СРО кредитных потребительских кооперативов (КПК) в связи неосуществлением данной СРО должного контроля за своими членами - КПК (в составе членов СРО было выявлено более 20 КПК, представляющих из себя "финансовые пирамиды").


13. С 01.01.2018 часть участников финансового рынка (профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании ПИФ, микрофинансовые организации (МФО) и др.) должна перейти на единый план счетов (ЕПС) и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ), утвержденные Банком России. Это означает, что участники финансового рынка будет иметь свой план счетов бухгалтерского учета, свои бухгалтерские проводки, свою отчетность, учитывающую специфику работы каждой группы участников финансвого рынка и отличающуюся от той, что предусмотрена для обычных коммерческих ораганизаций. Как следствие, это приведет к значительным расходам участников рынка на покупку специализированного программного обеспечения, его настройку и обучение персонала. Для каждой группы участников финансового рынка предусмотрен свой срок перехода на ЕПС и ОСБУ, например, для КПК, ЖНК, ломбардов с 01.01.2019, а для СКПК с 01.01.2020.


14. Не можем не отметить утверждение Банком России и вступление в силу в 2017 - 2018 гг. базовых стандартов осуществления отдельных видов деятельности на финансовом рынке, действующих в отношении МФО, КПК, профессиональных участников рынка ценных, управляющих компаний ПИФ и др. В рамках реализации концепции регулирования финансового рынка через СРО данные стандарты разрабатываются СРО для их последующего утверждение Банком России. После этого базовые стандарты подлежат обязательному соблюдению всеми участниками рынка, вне зависимости от членства в СРО. Базовые стандарты устанавливают дополнительные, к уже установленным законодательством РФ, требования и ограничения к деятельности участников рынка в части управления рисками, защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, корпоративного управления, совершения операций на финансовом рынке.


15. По сравнению с 2017 годом в 2018 году произошло незначительное увеличение количества кредитных рейтинговых агентств, с 2 до 5. К двум российским кредитным рейтинговым агентствам прибавилось еще 3 филиала международных рейтинговых агентств из "большой тройки" (Standard & Poor’s, Moody’s, Fitch Ratings).


16. Как уже отмечалось в предыдущих обзорах ЮК "ДЕКАРТ", большая часть инфраструктурных организаций и участников финансового рынка территориально находятся в Москве - финансовом центре России. Однако, исключением являются ЖНК, КПК, СКПК, МФО, ломбарды и коллекторские агентства . В связи с более низким уровнем жизни, большей потребностью населения в кредитовании и развитием коллективных систем взаимного кредитования количество ЖНК, КПК, СКПК, МФО и ломбардов в регионах значительно больше, чем в столичных Москве и Санкт-Петербурге. В тоже время, многие из заемщкиов имеют просроченную задолженность по займам, что объясняет большое количество зарегистрированных в регионах коллекторских агентств.